Правда и мифы о старой оптике.

Jun 26, 2016 08:25

Я правда не совсем согласен, но в обшем очень интересная статья. Оригинал взят у strravaganza в "Рисунок" старой советской оптики.
Как и многие области человеческой деятельности, связанные с довольно размытым понятием "творчество", фотография полна легенд и мифов. Один из мифов, живучесть которого может сравниться разве что только с его абсурдностью, это "великолепный рисунок старой советской оптики".
В каждой околофотографической тусовке, на каждом местечковом форуме найдутся те, кто будут с пеной у рта рассказывать, сколь прекрасен рисунок советского "Гелиоса-44", или ему подобных сикомбрических устройств, рождённых в недрах Лыткаринского завода оптического стекла.

Наверное здесь необходимо пояснить, что собственно такой параметр как "рисунок" в фотографических объективах вообще-то не появляется сам по себе. Оптический рисунок, если найти ему аналогию в автомобильной промышленности, это как управляемость. И появление у автомобиля хорошей управляемости совершенно невозможно без долгой и упорной работы над конструкцией подвески.
Таким образом как в случае с автомобилем, так и в случае с объективом, появление оптического рисунка в первом случае или хорошей управляемости во втором, абсолютно всегда является результатом долгой и упорной работы большой команды высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистов. Вы можете себе такое представить в СССР? В военной промышленности конечно да, но в гражданской - мои тапки лопнули от смеха!

Следовательно, утверждать что у "Гелиоса-44" имеется прекрасный оптический рисунок - это абсолютно то же самое, что утверждать, что ВАЗ-2103 производства 1985 года прекрасно держит дорогу, изумительно рулится, и вообще после незначительной доработки может участвовать в соревнованиях по кольцевым автогонкам.

С вопросом наличия/отсутствия рисунка будем считать разобрались. Но остаётся вопрос, откуда же тогда берётся миф о наличии у СССРовских объективов хорошего оптического рисунка? Мне думается, причин тут две. Первая появляется от элементарной некомпетентности.

Некий юзер, купивший цифрозеркалку, и имеющий страсть к экспериментам, однажды обнаруживает у себя на чердаке дедушкин Зенит, на котором установлен большой металлический объектив, призывно манящий фиолетовой глубиной больших линз. Юзер впечатлён, ведь ничего кроме своего EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 он до этого момента и в глаза не видел. Он решает скрестить бульдога с носорогом, и направляет стопы свои в магазин, где приобретает переходник для установки резьбовых объективов.

Попытки делать снимки получившейся конструкцией сначала терпят неудачу, аппарат не имея возможности установить электронную связь с объективом, отказывается работать в единственном известном юзеру автоматическом режиме, но вскоре смекалка фотолюбителя и курение мануала с интернетами подсказывают использование режима "А", и вопрос получения правильной экспозиции наконец решён. Управление диафрагмой в переходнике разумеется отсутствует, и юзер фотографирует на полностью открытой дырке, между прочим составляющей у "Гелиоса-44" вполне некислые 2.0. После бюджетного зума это выглядит как откровение, юзер впервые получает снимок с маленькой глубиной резкости, и разумеется решает, что вот он - оптический рисунок! Разумеется, после этого он везде постит фотки своего кота, у которого в фокусе только кончики усов, и направо и налево рассказывает о том, какой у старых объективов чудесный оптический рисунок.

Этого человека можно понять, он слабо разбирается в фотографии, и искренне заблуждается.

Теперь вторая причина - поддержание мифа. Осуществляется оно таким подвидом людей, которых лично я именую "старыми мудаками". Это такие мужики, им обычно хорошо за пятьдесят, и они мудаки. Определить такого несложно, во-первых всё что он говорит, он говорит очень веско, с таким видом, словно всё им изречённое есть несомненная, непререкаемая истина. Во-вторых он с большой готовностью подхватывает любые разговоры на тему "Вот раньше было...". Также часто одет в жилет со множеством кармашков. Нередко носит усы. По сути нищеброд, нередко пенсионер, и фапает на старые совковые объективы потому что других не может себе позволить. Горячо превозносит их невероятные достоинства в каждом разговоре. По причине того, что этот старый мудак ещё со времён школьных занятий фотографией во Дворце пионеров умеет отличать выдержку и диафрагму, в глазах современного фотолюбителя, начавшего свой путь в фотографию с цифрозеркалки и режима "Р", старый мудак имеет большой авторитет, а его манера говорить производит сильнейшее впечатление. И когда он, почёсывая пузо, произносит что-то вроде - "Да-а-а-а, старые объективы имели такой рисунок, что современным пластмассовым и не снилось!" - его слушают, открыв рот.
Но основная причина по которой он так превозносит советские объективы заключается в том, что он сам ими приторговывает на местной барахолке, причём разумеется по совершенно негуманным ценам.

На этом перечень причин возникновения столь распространённой и столь незаслуженной славы у оптики СССР можно считать законченным. Разве что наверное всё же нужно сделать небольшое отступление. Как говорил мой знакомый, прекрасный человек и хороший фотомастер Борис Викторович Ежов: - "Возьми десять Никкоров, поставь рядом - не найдёшь двух разных. Возьми десять Гелиосов, поставь рядом - не найдёшь двух одинаковых".

Причина такого явления заключается в том, что в Японии есть культура производства и контроль качества, а вот в СССР ни первого, ни второго, и в помине не было. Таким образом, любой конкретный образец того же Гелиоса может оказаться как и вполне приличным объективом, так и отвратительным дерьмом, из которого выпадают линзы. Но не нужно думать, что приобретя сие чудо отечественной оптики, вы можете наудачу вдруг получить действительно прекрасный объектив. Нет, чудес не бывает, и как был этот Гелиос сделан по схеме Планара тридцатых годов, так он довоенной конструкцией и останется.

Ну и в завершение, если вдруг кто-то спросит - "Так что же такое этот пресловутый/вожделенный/неуловимый оптический рисунок, и где его искать?" - то я отвечу: В дорогих дискретниках. Только там можно встретить действительно красивое боке, когда объектив передаёт объекты находящиеся в зоне нерезкости в виде пятен с мягко размытыми краями. Таких объективов немного, но они есть. Не нужно ждать красивого рисунка от Кэноновского штатника 50 f1.8, а вот 35 f1.4 например вполне может удовлетворить. Вот в качестве примера снимок моей руки. На мой взгляд, вся прелесть оптического рисунка тридцатьпятого объектива на этой фотографии очевидна.




эдуард штерн, Обработка фото, Аренда фотостудии, israel, studio, google street view, edward shtern

Previous post Next post
Up