Я правда не совсем согласен, но в обшем очень интересная статья. Оригинал взят у
strravaganza в
"Рисунок" старой советской оптики. Как и многие области человеческой деятельности, связанные с довольно размытым понятием "творчество", фотография полна легенд и мифов. Один из мифов, живучесть которого может сравниться разве что только с его абсурдностью, это "великолепный рисунок старой советской оптики".
В каждой околофотографической тусовке, на каждом местечковом форуме найдутся те, кто будут с пеной у рта рассказывать, сколь прекрасен рисунок советского "Гелиоса-44", или ему подобных сикомбрических устройств, рождённых в недрах Лыткаринского завода оптического стекла.
Наверное здесь необходимо пояснить, что собственно такой параметр как "рисунок" в фотографических объективах вообще-то не появляется сам по себе. Оптический рисунок, если найти ему аналогию в автомобильной промышленности, это как управляемость. И появление у автомобиля хорошей управляемости совершенно невозможно без долгой и упорной работы над конструкцией подвески.
Таким образом как в случае с автомобилем, так и в случае с объективом, появление оптического рисунка в первом случае или хорошей управляемости во втором, абсолютно всегда является результатом долгой и упорной работы большой команды высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистов. Вы можете себе такое представить в СССР? В военной промышленности конечно да, но в гражданской - мои тапки лопнули от смеха!
Следовательно, утверждать что у "Гелиоса-44" имеется прекрасный оптический рисунок - это абсолютно то же самое, что утверждать, что ВАЗ-2103 производства 1985 года прекрасно держит дорогу, изумительно рулится, и вообще после незначительной доработки может участвовать в соревнованиях по кольцевым автогонкам.
С вопросом наличия/отсутствия рисунка будем считать разобрались. Но остаётся вопрос, откуда же тогда берётся миф о наличии у СССРовских объективов хорошего оптического рисунка? Мне думается, причин тут две. Первая появляется от элементарной некомпетентности.
Некий юзер, купивший цифрозеркалку, и имеющий страсть к экспериментам, однажды обнаруживает у себя на чердаке дедушкин Зенит, на котором установлен большой металлический объектив, призывно манящий фиолетовой глубиной больших линз. Юзер впечатлён, ведь ничего кроме своего EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 он до этого момента и в глаза не видел. Он решает скрестить бульдога с носорогом, и направляет стопы свои в магазин, где приобретает переходник для установки резьбовых объективов.
Попытки делать снимки получившейся конструкцией сначала терпят неудачу, аппарат не имея возможности установить электронную связь с объективом, отказывается работать в единственном известном юзеру автоматическом режиме, но вскоре смекалка фотолюбителя и курение мануала с интернетами подсказывают использование режима "А", и вопрос получения правильной экспозиции наконец решён. Управление диафрагмой в переходнике разумеется отсутствует, и юзер фотографирует на полностью открытой дырке, между прочим составляющей у "Гелиоса-44" вполне некислые 2.0. После бюджетного зума это выглядит как откровение, юзер впервые получает снимок с маленькой глубиной резкости, и разумеется решает, что вот он - оптический рисунок! Разумеется, после этого он везде постит фотки своего кота, у которого в фокусе только кончики усов, и направо и налево рассказывает о том, какой у старых объективов чудесный оптический рисунок.
Этого человека можно понять, он слабо разбирается в фотографии, и искренне заблуждается.
Теперь вторая причина - поддержание мифа. Осуществляется оно таким подвидом людей, которых лично я именую "старыми мудаками". Это такие мужики, им обычно хорошо за пятьдесят, и они мудаки. Определить такого несложно, во-первых всё что он говорит, он говорит очень веско, с таким видом, словно всё им изречённое есть несомненная, непререкаемая истина. Во-вторых он с большой готовностью подхватывает любые разговоры на тему "Вот раньше было...". Также часто одет в жилет со множеством кармашков. Нередко носит усы. По сути нищеброд, нередко пенсионер, и фапает на старые совковые объективы потому что других не может себе позволить. Горячо превозносит их невероятные достоинства в каждом разговоре. По причине того, что этот старый мудак ещё со времён школьных занятий фотографией во Дворце пионеров умеет отличать выдержку и диафрагму, в глазах современного фотолюбителя, начавшего свой путь в фотографию с цифрозеркалки и режима "Р", старый мудак имеет большой авторитет, а его манера говорить производит сильнейшее впечатление. И когда он, почёсывая пузо, произносит что-то вроде - "Да-а-а-а, старые объективы имели такой рисунок, что современным пластмассовым и не снилось!" - его слушают, открыв рот.
Но основная причина по которой он так превозносит советские объективы заключается в том, что он сам ими приторговывает на местной барахолке, причём разумеется по совершенно негуманным ценам.
На этом перечень причин возникновения столь распространённой и столь незаслуженной славы у оптики СССР можно считать законченным. Разве что наверное всё же нужно сделать небольшое отступление. Как говорил мой знакомый, прекрасный человек и хороший фотомастер Борис Викторович Ежов: - "Возьми десять Никкоров, поставь рядом - не найдёшь двух разных. Возьми десять Гелиосов, поставь рядом - не найдёшь двух одинаковых".
Причина такого явления заключается в том, что в Японии есть культура производства и контроль качества, а вот в СССР ни первого, ни второго, и в помине не было. Таким образом, любой конкретный образец того же Гелиоса может оказаться как и вполне приличным объективом, так и отвратительным дерьмом, из которого выпадают линзы. Но не нужно думать, что приобретя сие чудо отечественной оптики, вы можете наудачу вдруг получить действительно прекрасный объектив. Нет, чудес не бывает, и как был этот Гелиос сделан по схеме Планара тридцатых годов, так он довоенной конструкцией и останется.
Ну и в завершение, если вдруг кто-то спросит - "Так что же такое этот пресловутый/вожделенный/неуловимый оптический рисунок, и где его искать?" - то я отвечу: В дорогих дискретниках. Только там можно встретить действительно красивое боке, когда объектив передаёт объекты находящиеся в зоне нерезкости в виде пятен с мягко размытыми краями. Таких объективов немного, но они есть. Не нужно ждать красивого рисунка от Кэноновского штатника 50 f1.8, а вот 35 f1.4 например вполне может удовлетворить. Вот в качестве примера снимок моей руки. На мой взгляд, вся прелесть оптического рисунка тридцатьпятого объектива на этой фотографии очевидна.