Сроки путешествия: 7 июля - 22 июля 2012 года.
Состав участников:
1) Дима - капитан, 1-ый рулевой
2. Зоя - боцман, штурман, зав. аптечкой, правая рука капитана, 3-ий рулевой, главный маршрутизатор поездки
3. Андрей - 2-ой рулевой, радист, охотник за рыбой, эксперт по вину и сыру
4. Олег - баковый матрос, ответственный за грото и стаксель фалы при движении яхты и за муринг при швартовке, главный сновидец поездки, эксперт по авиации, рок-н-роллу, макраме и нумизматике
5. Петров Андрей - стаксель-шкотовый матрос левого борта, при швартовке отв. за левый швартов, отв. за пресную воду, превосходно танцует вальс, эксперт по деревьям и лодкам.
6. Ромашкина Света - стаксель-шкоторвый матрос правого борта, при швартовке - отв. за правый швартов, эксперт по танго
7. Петрова Света - мичман (ответственный за кранцы и прочий инвентарь), танцует вальс, главный фотограф поездки
8. Ира - трюмный старшина (порядок в кают-компании и проверка люков при движении, при швартовке в марине подключает яхту к электричеству и отключает при убытии), эксперт по путешествиям и по Тайланду в частности
9. Я - летописец и фотограф, отв. за покупку продуктов, 3-й стаксель-шкотовый матрос, маршрутизатор пешеходных прогулок
Наш маршрут
Чёрн (Швеция)-Марстранд (Швеция)-Скаген (Дания)-Гримстад (Норвегия)-Арендал (Норвегия)-Лингор (Норвегия)-Нарвика (Норвегия)-Ставерн (Норвегия)- Верденс Энде (Норвегия)-Стрёмстад (Швеция)-Костер Айландс (Швеция)-Смоген (Швеция)-Люсечилль (Швеция)-Чёрн (Швеция)
Добирались мы до места старта по-разному: Мы с Ромашкиной летелив Гётеборг через Стокгольм, Олег, Петровы и Ира летели через Осло, остальные - через Копенгаген.
7 июля. Чёрн
Мы с Ромашкиной сидим в аэробусе - летим из Стокгольма в Гётеборг. Я говорю: «Светик, отпуск, ура, наконец-то мы вместе на регате». А она: «Ага…только солнца не будет, купаться нельзя, рюкзак 16 кг и яхтенные ботинки на два размера больше нужного…»)))
Здесь не просто урны раздельного сбора мусора: здесь отдельно собирают бумагу, а отдельно ГАЗЕТЫ - из них повторно делают газетную бумагу.
Мы прилетели в Гётеборг…а наш багаж не прилетел…и мой, и Светин…ближайший рейс из Стокгольма на следующий день…
Встретились с ребятами. Андрей купил билеты на автобус, а они оказались просроченными (в Швеции билет ан автобус действителен в течение нескольких часов). Выяснили это при посадке, когда времени купить новые не оставалось - проникли в автобус, сделав вид, что «всё хорошо». До Чёрна добираться от Гётеборга на двух автобусах - пересадка в Стёненсунде: мы пересели не в тот автобус - пришлось вынимать тяжеленный багаж из багажников автобуса и бегом бежать на наш автобус, который отправляется через 3 минуты. В нашем автобусе Ромашкина захотела выключить кондиционирование и нажала кнопку «STOP», оказалось, что это знак водителю об остановке - мы остановились посреди трассы постояли минуту и поехали дальше.
Обратила внимание, что на светофорах в Швеции есть четвёртый свет , вверху - СИНИЙ, для велосипедистов.
Природа - как в России. Отличие: высокие мосты и треугольные красные домики с белыми крышами.
Шёл дождь, лошадки в полях стояли заботливо укутанные в дождевиках.
По плану в этот вечер у нас была Яхт-пати, но сил почти не было, особенно у ребят, добиравшихся «на оленях» из Осло, решили переименовать мероприятие с «Яхт-спать».
Вечером пили органическую водку: по вкусу такая же как обычная, бутылка 0,5 на 9 человек - срубило…
Общее пространство для посиделок на палубе называется «кокпит», Ромашкина называет его «кот пик».
8 июля. Переход Чёрн - Марстранд
Бортовой журнал: 19:35 стартовали из Walhalm marina в сторону Marstrand. Прошли 8 миль за 1 час 40 минут. Якорная стоянка.
Проснулись на яхте, пока ещё на Чёрне, от звуков дежурных: Петровы готовили что-то вкусное))) Погодка отличная.
Чёрн (Tjörn) - остров в проливе Каттегат, принадлежащий Швеции. Остров соединён с большой землёй тремя последовательными мостами, из которых Чёрнский мост имеет максимальную длину (664 м).
Пришла смс-ка, что мой багаж прилетел в Гётеборг. Взяли автофургончик у владельца нашей лодки и поехали на нём в аэропорт Гётеборга и за продуктами на лодку. Мой багаж прилетел в два часа, а Светин почему-то улетел в Стамбул…три часа нужно было ожидать рейса турецких авиалиний и мы поехали на озеро - я в первый раз в этом году купалась. Озеро чистейшее и безлюдное, устроили пикник)))
В супермаркете поразило обилие еды в тюбиках: консервы, варенье, сыры…как на космической станции.
Вечером выдвинулись в Марстранд - уютный остров. Мы встали на якоре вблизи от берега. На берегу были немцы, которые выпивали и понимали русскую речь…мы не смогли подойти к берегу и они были в шоке от наших действий. Подняли тост «Ваше здоровье!». У немцев была собака в спасательном жилете.
На окнах нет штор, гаражи стоят открытые всегда, в гаражах роллс-ройсы и тачки 50-х годов. Все домики деревянные, выкрашенные в разные цвета, преимущественно в красно-бордовый (в Швеции считается, что такой цвет жилища приносит благополучие дому).
Марстранд обязан своему существованию расцвету лова сельди в середине XVI века, но по настоящем Марстранд возвысился в середине XIX века в качестве модного приморского курорта, когда тут были построены купальни и увеличилось население.
В городке - крепость Карлстен (17 в.), бывшая зловещей тюрьмой.
На завтра запланирован длинный переход Данию - через Скагеррак, я боюсь укачивания, когда меня укачивает, я кричу на море с первобытной яростью.
9 июля. Переход Марстранд - Скаген (Дания)
Бортовой журнал: 7:38 вышли из Marstrand в направлении Скагена. Прошли 38,1 милю за 7 часов 10 минут. Максимальная скорость: 8,6 узлов. Остановились (с учётом времени швартовки 40 минут) в 15:30
Сидим в Скагене, пьём чай на лодке. Сегодня был первый, сложный, акклиматизационный переход. Свету Петрову тошнило …надцать раз, поэтому было принято решение, что следующий самый длинный переход семья Петровых совершит посредством парома.
Ромашкина и Андрей Петров сегодня впервые рулили. Меня укачало и я старалась спасть на палубе. По необходимости спускалась внутрь с закрытыми глазами, так меньше укачивает.
В Скагене очень стрессово швартовались, дважды кидали якорь, при перепарковке наше место чуть дважды не заняли шустрые команды на гулетах. В марине снимают кино.
Маленький и уютный курортный городок Скаген - самая северная точка Дании, за которой начинается холодное Северное море. Песчаный мыс под названием Гринен, расположенный на окраине острова, служит своеобразной границей, которая делит море на два пролива - Скагеррак на западе и Каттегат на востоке. Пролив Скагеррак отделает Данию от Норвегии, а пролив Каттегат - от Швеции.
Мы взяли велики на прокат и отправились на мыс Гринен: стояли одной ногой в Балтийском море, а другой - в Северном. Валялись на песке.
На мыс Гринен ведёт замечательная велодорожка, а также ездит забавный местный транспорт - трактор.
Поднимались на один из самых старых маяков Дании, выстроенный в 15 веке маяк, впечатлила линза, красивые бухточки, сверху видно, что они созданы людьми.
Пили вино и ели что-то типа угря горячего копчения.
Катались также на великах и по Скагену: датские домики отличаются от шведских - кирпичные с трапециевидной крышей, без балконов.
В спасательных жилетах даже пекинесы.
Андрей поведал нам о том, что для важнейшее свойство вина - его «теруарность» (место происхождения винограда), он оказывается в большом количестве употребляет книги и фильмы про вино, так как попробовать всё, что хочется, просто здоровья не хватит. Он даже часто пробует вино, не глотая…вот ведь хобби у человека…
Мечтаем о переходе в Норвегию, там можно будет ловить рыбу. По закону в Норвегии рыбу можно ловить только в спасательных жилетах - считается, что рыба может унести рыбака в море.
10 июля. Днёвка в Скагене
Утром было пасмурно, всю ночь лил дождь, решено было внести коррективы в маршрут и остаться на днёвку в Скагене.
На великах поехали смотреть окрестности Скагена, в частности захороненную в песках кирху Ден Тилсандеде-Кирке, не выдержавшая постоянной борьбы с наступающими песками. Она сдалась напору дюн еще в 18 веке, и сейчас первый этаж старинного здания полностью занесен песком.
Устроили пикник на пляже: с разнообразной местной рыбой и белым вином Wachav (теруарность австрийская).
В Скагене изящный уютный ж/д вокзал.
Вечер в Скагене. Зоя жарит местную рыбу, что-то типа камбалы, слушаем классическую датскую музыку.
11 июля. Переход Скаген (Дания)-Гримстад (Норвегия)
Бортовой журнал: вышли в 7:12 из Скагена. Шли 12 часов 26 минут. Прошли 85,6 миль. В 19:45 пришвартовались в Гримстаде (Норвегия).
Стоимость душа в марине Скагена: 30 датских крон за 5 минут.
Длинный переход и день нашего дежурства. Меня укачало конкретно в этот день…
Петровы сошли с лодки и поехали на пароме до Кристиансунда, а затем в Гримстад на автобусе.
Был момент, когда Дима (капитан) попросил Зою позвать на палубу спящего Андрея - Зоя с диким воплем метнулась вниз - Андрей выбежал в чём был с выпученными глазами, думая, что, как минимум, мачта сломалась.
Олег демонстрировал висельный узел - на моей руке, затянул до «крапивки» и когда я попросила освободить меня от этого узла, капитан начал отдавать команды по смене паруса.
На третий день пути все разучили выблиночный узел - так как все умеют привязывать кранцы. Ира подсмотрела также, что норвеги этот узел завязывают по-хитрому, на прочный бантик.
В Гримстаде на пристани нас уже поджидали Петровы и…лебеди, целое лебединое семейство.
В Гримстаде сходили в местный рыбный ресторанчик. Оказался очень дорогим.
Олегу начали сниться сны. Он записывал их - см. приложение.
12 июля. Переход Гримстад-Арендал
Бортовой журнал: Вышли в 12:50 из Гримстада. Пришли в Арендал в 15:00. Прошли 11,3 мили.
На рынке в Гримстаде накупили вкусных сыров.
Мыли яхту. Ромашкина полила из шланга Олега, он кажется был счастлив.
Швартовались на муринг, Зоя висела на икрах через борт, чтобы протянуть шкертик вотверстие муринга.
В Норвегии в 16:00 перестают продавать вино даже в специально отведённых местах.
А в 21:00 все снимают с мачт флаги принадлежности к портам (это местная особенность).
Ловили рыбу на спиннинг, но упустили большую рыбу с 3 м лески. Планировали идти в Лингор, но решили зайти в Арендал на часик купить снасти - в итоге остались на ночёвку.
В магазине Арендала встретили русскую продавщицу.
Биг-мак в Норвегии стоит 82 кроны примерно 10 евро.
В туалетах марин Норвегии УФ-освещение, чтобы туда не ходили наркоманы (не вино вен).
Гуляли по Арендалу, играли в «деревья», Андрей Петров знает их столько…
Тусовались в местном кантри-баре: танцевали, пили текилу - жгли в общем. Ночные набережные манили нас неимоверно и Петровы танцевали потрясающий романтический вальс на одной из них.
13 июля. Переход Арендал-Лингор-Норвика
Бортовой журнал: вышли в 7:48 из Арендала. Пришли в Lyngor. Прошли 20,6 миль за 5 часов 26 минут. По дороге ловили рыбу, поймали 9 макрелей на донку, 1 макрель на джигу и треску на удочку. Вышли из Lyngor в 15:00. Прошли 11,6 миль за 2 часа. Остановились в бухте Narvika. Максимальная скорость: 9,3 узла.
Вышли из Арендала на рыбалку. Первую макрель поймала Зоя на обычную донку. Всего поймали 10 макрелей (они же скумбрии, 5 на счету Зои, 1 -Андрей, 4 штуки поймала я) и атлантическую треску (Андрей Петров). Я поймала самую крупную скумбрию.
Пришли в Лингор. Это местная Венеция в шхерах. Швартовались со стрингами. Пробыли всего 1 час. Очень живописная деревушка в природном ландшафте. Узенькие тропиночки вьются среди ярко раскрашенных домиках с белым частоколом.
Под Рисёром нашли дивную бухточку, встали на якорную стоянку (Норвика). Купались, ходили за черникой, поднимались наверх скалы - вид сверху ошеломительный. Спускаться оказалось сложнее, чем подниматься.
Ира запекла вкусно макрель.
Ели «Рокфор», закусывая мёдом. Очень интересный вкус.
Андрей нырял в гидрокостюме - был похож на лохнесское чудовище.
Мы встретили норвежцев на трёх яхтах, они узнали, что мы русские и позвали нас к ним вечерком на островок в гости.
Мы восхищались их умением швартоваться к берегу, а они очень удивлялись, что повешением одного кранца у нас заняты 9 человек)))
Норвежцы очень удивились, что только один наш мужчина женат.
Мы поделились замечанием, что Норвегия very expensive, а они сказали, что эта проблема и поэтому они почти ничего не экспортируют.
Они спросили нас, все ли москвичи имеют лодки и сообщили нам, что знают два русских слова: «картофель» и «водка». Водку при этом они предпочитают пить с кока-колой.
Маршрут поменяли: норвежцы показали свои лоции и надавали советов по красивым местам. Они удивились, что мы знали эту бухту, а Зоя нашла её в канадских лоциях.
Одного парня звали Лайв и для него несколько раз за вечер ставили песню «Life is life».
С островка на лодку мы уезжали на тузике (надувная лодка) двумя порциями: первая порция уехала как-то странно мимо лодки, а норвежцы говорят: «Эй, гайс, не в ту сторону». А нас спрашивают: «Это ваш капитан?». А мы: «Нет, это капитан нашего капитана» (речь о Зое).
14 июля. Переход Нарвика-Ставерн
Бортовой журнал: вышли из бухты Narvika в 14:00. До 15:00 под малым ходом ловили рыбу и обедали. В 15:00 взяли курс на Stavern, где пришвартовались в 21:30 на заправке, так как свободных мест больше не было. Прошли 33,7 миль с учётом ловли рыбы. Максимальная скорость: 8,7 узлов, средняя - 4,6 узлов. Шли под мотором и парусом. Время в пути: 5 часов 56 минут.
Стоимость душа в марине Ставерна: 5 норвежских крон за вход + 10 крон за каждые 5 минут.
Сегодня утром ходили на пресное озеро с плотиной между озером и морем. Много черешни, земляники, черники.
Сидели на пантончиках, когда сел последним Олег все перевернулись, но не в воду, слава богу)))
Я поймала двух скумбрий за один заброс!!!
Мы с Ромашкиной сегодня дежурили: варили уху из скумбрии, трески и золотой рыбы какой-то.
Со стоянки выдвинулись в Ставерн. Красивая деревушка, городом снова стала в 1999-м году.
«Ставернский жёлтый» - горчичный цвет домиков в Ставерне.
Олег продолжает записывать свои сны.
Света Петрова нашла в стиральной машинке прачечной Ставерна - 200 крон.
Гуляли по старинно военной базе 1750-1850 годов.
Поразил супермаркет Rimi. Купюры на кассе вставляются в купюроприёмник и сдача вылетает из автомата, кассир, таким образом, вообще не нужен. Автомат по выдаче сдачи ещё работает разменом монет.
Ели пиццу и пили вино «Amarone» (теруар итальянский). Вино танинное красное сухое с ошеломительным вкусом. Мощное яркое запоминающееся вино региона Veneto.
Узнали ещё один винный термин «перляж» - степень газированности игристых вин.
Если кавалер отчаянно хочет произвести на вас впечатление знанием различных вин и угощает каким-то, ну, невозможным вином, а вам это неинтересно в целом, то можно ответить: «Вино хорошее, но не к моменту!»)))
Андрей, сказал, что он в 2 часа ночи ложится спать где бы и когда бы он ни находился. Время без пяти два, они танцуют с Ромашкиной сальсу, а мы с Олегом пили чай, Олег хотел убежать, а я говорю, подожди, в 2 часа обещано, что карета превратится в тыкву…ровно в 2 часа ночи вышла из каюты Зоя и попросила выключить музыку!
15 июля. Переход из Ставерна в Верденс Энде
Бортовой журнал: вышли в 14:17 из Stavern на Verdens Ende. Прошли 16,1 милю за 3 часа 25 минут. Максимальна скорость: 7,8 узлов, средняя скорость: 3,6 узлов
Стоимость душа в марине Верденс Энде: 20 норвежских крон за 5 минут.
Утром осмотрели Ставерн.
Мемориал погибшим морякам - пирамида со смотровой площадкой. Вчера вечером там был концерт, пели песни Queen.
Планировали идти на живописный островок, который посоветовали норвежцы (Svenner), но ветер внёс свои коррективы и мы направились в Верденс Энде (Край Земли).
Возле марины мы пропустили латеральный знак «зелёный», вместо слева мы прошли справа и наскочили на скалу 2 м килем. Я сидела в этот момент на глубиномере и это случилось мгновенно: 5 м, 4,5 м, 3 м - заорала сирена, Дима вырубил мотор и в то же мгновение глубиномер показал 2,2 м и раздался удар. Светки чуть не упали в воду (они на левом борту привязывали кранцы). Завтра будем осматривать лодку на предмет повреждений. Надеемся, что течь не будет.
При включении мотора у нас всегда включалась самопроизвольно музыка, запускался диск, который стоял в проигрывателе. Когда мы врезались в скалу, несколько секунд была пауза, а потом врубилась песня «Море, до свиданья, слёзы на прощанье…»
Красивый маяк с жаровней, поворачивающейся вокруг своей оси, конюшни с лошадками и виды замечательные.
Выставка Chanel «Novern women» - фотографии экспонируются прямо на валунах на краю земли - самая южная точка Ослофьорда.
Встречали закат на скалах по-пиратски, с ромом.
Олег втянулся в ритуал записывания снов.
Норвежцы очень легко одеваются: шорты и куртки, при том, что мы одеты в шапки и в трёхслойную одежду.
На Верденс Энде бутер с креветками оказался огромным блюдом за 95 крон.
Очень красиво поют мачты, особенно когда много яхт в марине.
В Скандинавии лодки, как у наших людей - дачи. Наши возделывают огороды, а скандинавы - починяют лодки и ловят рыбу.
16 июля. Переход из Верденс Энде (Норвегия) в Стрёмстад (Швеция)
Бортовой журнал: с утра кончился газ. До 15:00 искали, где зарядиться. В итоге выяснили, что норвежские баллоны отличаются от шведских. Вышли из Verdens Ende в 16:00. Остановились в Stromstad (Швеция). Прошли 27,6 миль. Максимальная скорость 11,1 узлов. В пути - 4 часа 34 минуты. Пришвартовались в 20:45.
Конец газа на краю земли! Олег и Андрей Петров отправились на поиски газа вглубь материка, а мы пошли загорать на валуны с Ромашкиной.
5 км прошли ребята пешком с пустыми баллонами за плечами, чтобы узнать, что шведские баллоны отличаются от норвежских.
Пришлось менять маршрут и идти в марину в Стрёмстад.
Стрёмстад - шведский город на границе с Норвегией, раньше был норвежским.
В Стрёмстаде интереснейший паром через заливчик морской: работает автоматически (без обслуживающего персонала) по карте, которая продаётся либо в марине за 300 крон либо в отеле за 25 крон, либо выдаётся в центре города бесплатно. Мы это узнали позднее и нам пришлось ждать момента, когда на пароме поедут местные, чтобы зайти вместе с ними.
Рядом с нами в марине стояли люди из Находки.
Вечером гуляли по набережным и улочкам города: очень много людей в клетчатых рубашках, ретро-машинках, набриолиненных чёлках.
У какой-то восточной женщины на улице спросили, где мы находимся, а она ответила, что она не знает даже, где она находится…
17 июля. Переход из Стрёмстада на Костер Айландс
Бортовой журнал: вышли из Stromstad в 15:25. Держали курс на Coster Islands. Прибыли на якорную стоянку в 17:40. Прошли 9,5 миль за 2 часа 30 минут.
Накупили сувениров с Стрёмстаде. Позавтракали в местной уютной кафешке. Догуляли до Фискарторпет - деревушка шведская, сохранённая как в Костроме у нас такая есть.
Петровы выполнили частично желания своих дочек: одна просила беременную Барби, другая - куклу, которая какает. Беременную Штеффи купили, а вот другую ещё будем искать.
Выдвинулись в Костер Айландс - по ровной воде под мотором. Ветер левентик. Встали на якорную стоянку.
На тузике приплыли до земли, мотор у тузика заглох и, как выяснилось, при сильном течении вёсла бесполезны, течением нас сносило в противоположную сторону. Потом мотор заработал. Заповедные места, в которых живёт всего 300 человек. Ходили через весь остров, пили розовое вино в кафешке, где впервые за всю поездку нашлись люди, не говорящие по -английски совсем, и, где висел спасательный круг с надписью «Санкт-Петербург». Здесь мы накупили на сувениры жвачки в тюбиках.
18 июля. Переход Костер Айландс - Смоген
Утром искупались на якорной стоянке и выдвинулись в Смоген.
Смоген оказался грязным торговым рыбацким городишкой, где очень много народу. Нам повезло, что мы пришвартовались третьим рядом.
Почему-то именно это место - тусовочное - приезжает молодёжь на лодках: по 20 человек на 20-ти футовой лодке. Вечером это превратилось в безумное буйство.
Местная мода: все ходят в кедах на босу ногу и в пижамах-комбинезонах.
В кафе обслуживают с собаками, есть специальное собачье меню и обязательно приносят воду для питомцев.
Интереснейший морской музей.
Ели устриц и лангустинов. Устриц оценил Андрей Петров, остальные как-то ровно к ним отнеслись. Мне понравились лангустины, так как они очень похожи по вкусу на наших донских/саловских раков.
19 июля. Переход из Смогена в Люсечилль
Утром рано-рано проснулись в Смогене, чтобы сходить на рыбный аукцион. Отовсюду в городе были указатели как пройти к рыбному аукциону, во всех путеводителях написано про этот аукцион и про то, как здорово купить свежайшей рыбки (к тому времени мы уже не ловили рыбу, так как на территории Швеции действуют ограничения на рыбную ловлю). В общем пришли мы туда и выяснилось, что, во-первых, аукцион проводится только для ресторанов, а, во-вторых, уже несколько лет как аукцион проводится в интернете!!! Мы, конечно, не увидели ничего.
Поехали в Люсечилль. Данный городок не планировали изначально в маршруте. Просто он оказался в данной ситуации примерно на пол пути от Смогена до Чёрна.
Люсечилль оказался приятным курортным городком.
20 июля. Переход Люсечилль - Чёрн
Утром был прощальный завтрак. Ословитяне (те, кто улетал через Осло) покинули нас в это день.
Нас осталось пятеро и мы шли до Чёрна в лавировку. Очень много яхт было по пути. Когда я рулила даже нечаянно нарушила правила и подрезала одну лодку, было очень стыдно.
Был самый жаркий день из всех. Даже в шортах и футболке можно было идти.
Было очень волнительно проходить под мостами (мачта высокая).
Мы прошли, огибая Уруст, в Чёрн.
21 июля. Сдача лодки на Чёрне. Перелёт из Гётеборга в Стокгольм
В Стокгольме в аропорту нет камеры хранения. Но есть локеры - шкафчики с ключами, но таких шкафчиков 6 штук на терминал. Нам повезло, мы нашли пустую ячейку в соседнем терминале.
У нас был замечательный хостел в Сити - с настольным футболом!!!
Погуляли с Ромашкиной по Стокгольму. Одного дня маловато для знакомства с городом, но Старую часть города мы обследовали довольно подробно.
22 июля. Перелёт Сткогольм-Москва
Мы прилетели в Шереметьево и узнали, что Светин багаж снова не прилетел, но она уже опытная, поэтому всё самое необходимое она положила в ручную кладь: деньги, документы…но только не ключи от дома. Из аэропорта Света налегке поехала ко мне в гости в ожидании возвращения родителей из деревни.