Данный обзор написан специально для
седьмой рандомной кинорулетки от
iw_gdk.
Но разве чужая боль не есть наказанье?
И разве нет кары страшнее, чем быть виноватым?
Flёur "Расскажи мне о своей катастрофе"
Рулеток было уже немало, объяснять суть этого явления нет нужды, но в этот раз - сюрприз! - правила слегка отличаются. А именно: каждому участнику предлагается сразу три киноленты, из которых он выбирает и рецензирует одну. Надо сказать, я бы и все три не отказался посмотреть, благо выпали необычные и невиденные названия - да вот только со свободным временем сейчас совсем тяжко... Так что выбрал самое старое, самое (сравнительно) экзотическое и самое "именитое" кино - Акира Куросава же, надо брать!
Япония, 1960-е годы. Бизнесмен Гондо, уже немолодой человек, готовится провернуть важную для него сделку, как вдруг звонит телефон. Неизвестный похитил его сына и требует огромный выкуп. Очень скоро выясняется, что похититель случайно увёз другого ребёнка - сына водителя Гондо. Однако злодея такая мелкая нестыковка не смущает, он заявляет,что всё равно ждёт денег. Перед бизнесменом встаёт нелёгкий выбор: пожертвовать чужим ребёнком или поставить под удар дело всей своей жизни...
Признаться, я ожидал, что решению этой моральной дилеммы и будут посвящены все два с половиной часа фильма. И даже верю, что создатели вполне потянули бы такую задачу. Острый конфликт, мощные характеры персонажей, отличные актёры - полный набор. Да, и ещё тщательная постановка. Всё действие разворачивается практически в пределах одной комнаты, по которой персонажи перемещаются, формируя разнообразные союзы. При этом всегда находятся новые ракурсы, и всё это действо - больше напоминающее телеспектакль - смотрится с неослабевающим интересом.
Однако вся достоевщина, в хорошем смысле этого слова, продолжается примерно час (тоже не так уж мало!). А потом на экране начинается будничная полицейская работа, типичный (и очень удачный) procedural. Пытаясь передать свои впечатления, я во время просмотра подумал: "в духе романов Эда Макбейна о 87-м полицейском участке". А досмотрев фильм, полез в интернет и обнаружил, что это действительно экранизация нечитанного мной романа того самого Макбейна о том самом участке! Ну не волшебство ли?! (Хотя вполне может быть, что я просто когда-то слышал о существовании японской экранизации, но позабыл.)
Как бы то ни было, вся эта вторая часть смотрится не менее увлекательно. Никакой затянутости, показывается и рассказывается ровно столько, сколько нужно, а местами ещё и сдабривается моментами качественного саспенса.
Спецэффектов в фильме практически нет - они тут и не нужны. Точнее, есть один, крайне эффектный (привет Эйзенштейну), но не буду его спойлерить. Зато есть множество эффектов... не знаю точно, операторских или же режиссёрских. Я имею в виду композицию внутри отдельных кадров, которая всё время получается чрезвычайно выразительной и при этом естественной.
Но при всех своих достоинствах фильм оставил у меня противоречивые впечатления. Вроде бы обе части вполне хороши, однако вместе вызывают некоторое недоумение. В чём суть задумки - совместить камерное киноповествование с масштабно-многолюдным - так и осталось для меня непонятным. Зачем-то это было сделано, не для эксперимента же. Не хочется увязать в поисках глубинного смысла, и в то же время кажется, что смысл всё-таки есть, просто я его не вижу...
Впрочем, если отбросить все личные заморочки, вывод получается однозначный. Куросава - велик. Его фильмы - можно смело рекомендовать. Даже зрителям, которые не любят детективный жанр, стоит увидеть ту человеческую драму, которая разворачивается в начале (а также в финале). А уж тем, кто любит, стоит тем более!