статья "Как объяснить вашим детям, как устроен мозг".))

Aug 04, 2016 23:57

Мне очень понравилась эта статья и я её перевела для вас.

http://www.mindful.org/how-to-teach-your-kids-about-the-brain/ Это оригинал.



Как рассказать вашим детям о том, что такое мозг.
Закладываем прочные основы для эмоционального интеллекта.
Когда дети понимают, что происходит в мозге, это может быть первым шагом к тому, чтобы получит силу сделать выбор. Это знание может быть таким же мощным и для родителей. Знания о том, как работает мозг мы может также понять, как реагировать, когда наши дети нуждаются в нашей помощи.
Иногда наш мозг может стать перегружен чувствами страха, печали или гнева, и когда это происходит, это сбивает с толку - особенно детей. Поэтому важно дать детям понять, что происходит с их мозгом. Это полезно детям ещё и тем, что может дать им возможно назвать свои эмоции конкретными словами, чтобы другие могли понять их. Думайте об этом, как об иностранном языке, и тогда становится ясно, что если другие люди в вашей семье тоже говорят на этом языке, то с ними легче общаться.
Так как же начать эти разговоры с детьми, чтобы сделать их интересными и простыми, так, чтобы дети могли понять.
Вот как я учу детей (и родителей), как понять мозг.
Знакомство с домом мозга: верхний этаж и нижний этаж.
Я говорю детям, что их мозг, как дом, с двумя этажами, верхним и нижним. Эта идея исходит от д-ра Dan Siegel и книги Тина Payne Брайсон Весь этот-мозг ребенка, и это очень простой способ, чтобы помочь детям думать о том, что происходит внутри их головы. Я пошёл в этой аналоги на один шаг дальше, начав говорить о тех кто живёт в доме. Я рассказываю истории о том, кто живёт на верхнем этаже и о тех, кто живёт внизу. На самом деле я говорю о функциях неокортекса (наш думающий мозг: наверху) и лимбической системе (наш чувствующий мозг: внизу).
Кто живёт на верхнем этаже и кто живёт на нижнем?
Как правило наверху живут мыслители, те, кто решают задачи, планируют, регулируют эмоции, создают, гибкие и решительные личности. Я даю им имена, например Успокаивающий Карл, решающий проблемы Пит, Творческий Крейг и Гибкий Феликс.
На нижнем этаже живут эмоционалы. Они сосредоточенны на том, чтобы сохранять безопасность и уверенность в том, что наши потребности удовлетворяются. Наш инстинкт выживания берёт своё начало здесь. Эти персонажи наблюдают за опасностями, бьют тревогу и должны быть готовы бороться, бежать или прятаться, когда мы сталкиваемся с угрозой. На первом этаже у нас живут такие друзья, как Оповещатель Али, Испуганный Фред и Большой Босс Бутси.
На самом деле не имеет значения как вы их назовёте, когда вы и ваш ребенок будете говорить об этом. Вы можете придумывать свои имена: пробовать мальчиков и девочек, названия животных, мультяшных персонажей или целиком выдуманные имена. Вы можете взять персонажей из мультиков или книг, которые вы любите, чтоб найти свой уникальный язык для этих функций мозга.
«Закрыть люк» : когда на первом этаже берут управление на себя
Наш мозг работает лучше всего, когда верхние и нижние работают вместе. Представьте себе, что лестница, соединяющая верхний и нижний этаж очень занята товарищами, которые носят сообщения вверх и вниз, друг к другу. Это помогает нам сделать правильный выбор, завести друзей и жить с другими людьми, придумывать захватывающие игры, успокаивать себя и выкручиваться из сложных ситуаций.
Иногда, на нижнем этаже мозга Тревожный Али видит какую-то опасность, Напуганный Фред поднимает панику и прежде, чем мы понимаем что случилось Большой Бос Бусти бьет тревогу, давая понять вашему тело, чтобы оно было готово к опасности. Большой Бос Бусти обладает властью и он кричит: «Нижний мозг берет управление на себя. Верхние ребята смогут работать как положено, когда мы все будем в безопасности.» Нижний мозг «закручивает крышку» (фраза из какого-то фильма, может закрывает люк) на верхний этаж головного мозга. Это означает, что лестница, которая обычно связывала верхний и нижний этажи не работает больше, как раньше и этажи не связаны между собой.
Иногда «закрыть люк» - это самое безопасное, что можно сделать.
Когда все в доме мозга шумят, то тяжело услышать кого-либо. Бутси не даёт верхнему этажу быть услышанными, чтобы нижние могли подготовить тело к опасности. Бутси может сигнализировать другим частям нашего тела, что им необходимо включиться (или выключиться). Он может сделать так, что наше сердце бьётся быстрее, так, что мы готовы бежать очень быстро или наши мускулы готовы драться так сильно, как только мы можем. Кроме этого он может сказать частям нашего тела не двигаться до тех пор, пока надо укрываться от опасности. Бутси делает это, что мы были в безопасности.
Попробуйте попросить вашего ребенка представить, когда эти реакции могли бы произойти. Я обычно стараюсь использовать примеры, которые на самом деле не могли бы произойти (для того, чтобы дети могли представить себе всё это в игровой форме, но не слишком испугаться). Например, чтобы сделал твой нижний мозг, если бы ты встретил динозавра на детской площадке?
Все «закрывают люки».
Придумайте несколько примеров, чтобы рассказать вашим детям о том, как мы все можем «закрывать люки». Выбирайте не слишком напряженные примеры, потому что если ваши дети почувствуют тревогу, они могут тоже «закрыть люк» во время беседы!
Вот пример, который я могу бы использовать:
Помните, когда мама не могла найти ключи от машины, когда мы уже опаздывали в школу. Помните, как я продолжал смотреть в одно и тоже место снова и снова. Это потому что нижний этаж мозга взял управление на себя, я «закрыл мой люк» и верхний этаж, думающая часть мозга не могла работать должным образом.
Когда власть нижнего этажа приводит к ошибке.
Это может быть время, когда мы «закрыли наш люк», но на самом деле мы все ещё нуждаемся в ребятах с верхнего этажа, таких как Решающий Проблемы Пит и Успокаивающий Карл, они могли бы помочь.
Мы все «закрываем наши люки», но дети «закрывают их люки» чаще взрослых. В детском мозгу Большой Босс Бутси может быть чуть более возбуждён и нажимать на «красную» кнопку паники и это будет вызывать кризисы и истерики из-за очень незначительных вещей и это происходит потому, что верхняя часть дома мозга вашего ребенка всё ещё строится. На самом деле, она не будет закончена пока ребенку не будет двадцать. Иногда, когда я хочу подчеркнуть этот момент я прошу детей ответить на такой вопрос:
Вы когда-нибудь видели, чтобы ваши мама или папа лежали на полу в супремаркете и кричали, что они хотят шоколадных подушечек?
Они часто хихикают и это хорошо, потому что это означает, что им всё ещё весело, это значит, что они заинтересованы и готовы учиться. Я объясняю им, что родители любят шоколад так же как и дети, но взрослые используют Успокаивающего Карла и Решающего Проблемы Пита для того, чтобы разобраться с Большим Босом Бутси и могут (иногда) остановить его, когда тот собирается бить тревогу. Это можно использовать и так я напоминаю детям, что их мозг всё ещё строится и учится на собственном опыте.
Общий язык для эмоциональной регуляции.
Как только вы обозначите (назвали) всех жителей дома мозга, у вас появится общий язык, который можно использовать, чтобы вы могли помочь вашему ребенку научиться управлять своими эмоциями. Например, «это похоже на то, что Большой Бос Бутси готовится бить тревогу, как насчёт того, чтобы увидится с Успокаивающим Карлом, может быть он сможет отправить сообщение «сделай несколько глубоких вдохов и выдохов».
Язык дома мозга так же позволяет детям более свободно говорить о своих ошибках, безоценочно, происходят. Представьте себе как трудно было бы сказать: «Я ударил Дженни сегодня в школе» по сравнению с: «Большой Бос Бусти действительно «закрыл люк» сегодня». Когда я говорю это родителям, то они беспокоятся, что даю детям лазейку. «Они же не могут свалить всю вину на Бусти за плохое поведение?» - спрашивают они. В конечно счёте это даёт возможность детям научиться конструктивным способам управления большими чувствами, и это случится в результате разговоров о вещах, которые пошли не так. Если ребенок получает возможность говорить о своих ошибках с вами, тогда у вас появляется возможность присоединиться к разговору с ребятами с верхнего этажа его мозга и решать проблемы вместе. Это вовсе не означает, что они смогут избежать последствий или уйти от ответственности. Это означает, что вы можете задавать вопросы типа: «Как ты думаешь, там есть кто-то, кто мог бы помочь Бутси держать «люк открытым?»
Знание о доме мозга также помогает родителям думать о том, как реагировать, когда их дети наполнены страхом, гневом или печалью. Вы когда-нибудь просили ребенка успокоиться, когда он «закрыл люк»? Я просил. И теперь мы знаем о доме мозга, что Успокаивающий Карл живёт наверху и когда Бутси «закрыл люк» Успокаивающий Карл уже не может многое сделать, пока крышка не придёт в нормальное состояние. Ваш ребенок, возможно уже вышел за пределы той точки, где он ещё мог себя успокоить. Иногда родители (учителя или воспитатели) должны помочь детям открыть их люк и мы можем сделать это с сочувствием, терпением и часто делаем это большое дело, сделав несколько глубоких вдохов.
Что делать дальше?
Не пытайтесь обозначить (назвать) сразу всех жителей дома мозга и рассказать о них в тот же день, для этого нужно время, а также знания о мозге. Начните разговор и возвращайтесь к нему. Вы можете придумать творческие способы, чтобы исследовать дом мозга с вашим ребенком.
Вот несколько идей, с которых можно начать:
1. Нарисуйте дом мозга и его жителей.
2. Нарисуйте картину того, как это выглядит, когда внизу «закрывают люк».
3. Найдите комикс, вырежете и вставьте героев на нижнем и верхнем этажах.
4. Напишите истории о приключениях героев в их доме мозга.
5. Используйте кукольный дом (или если у вас нет дома, 2 обувные коробки, одна поверх другой отлично подойдут) и заполните его внизу и вверху героями.
6. Если вы найдёте другие творческие способы, чтобы исследовать дом мозга, я хотел бы услышать о них.
Сделайте это весело, сделайте это ярко и дети даже не поймут, что они изучают основы эмоционально интеллекта.

мозг

Previous post Next post
Up