В методе Анат Баниэль есть 9 принципов, на которых строится обучение. Не важно чему мы учимся, говорить, рисовать или сидеть. Это "философская" основа метода, но без этой основы техника и всё остальное не будет иметь смысла. Это очень важно. Анат подробно описывает эти принципы в своей книге "Kids Beyond Limits", и для тех, кто читал, я вероятно не скажу ничего нового.) Но думаю, что есть те, кто не смог пока прочитать.
Все эти принципы важны при обучении, даже если вы вообще ничего не знаете про метод. Эти принципы просто учитывают особенности работы нашего мозга. А тело и мозг)), они вместе.
Анат в книге пишет, что частенько, со словом "медленно" у нас связаны скорее негативные ассоциации. Т.е. если кто-то медленно развивается, значит что-то не так, кто-то слишком медленно одевается)), а кто-то очень медленно едет. Медленно - это как то не то.
И часто можно услышать:"Ну что ты так медленно пишешь." На ум сразу приходит черепаха, в общем медленно и успех, они как то не слишком рядом.
Обычно медленно мы делаем то, что для нас делать не привычно. Мы делаем это в первый раз, или второй. "Медленно" - верный спутник обучения. Только проделав что-то несколько раз медленно, мы сможет сделать то же самое быстро. Но сразу быстро не сможет сделать никто. И не потому что среди нас нет гениев, а просто потому что мозг так устроен. Он должен понять какие клетки должны начинать участвовать вместе, какие наоборот должны перестать включаться вместе, а где-то возможно должны появится новые связи. На это нужно время. Каждому своё количество времени.
А если мы хотим научить друга чему-то, то будем показывать очень медленно. И если наш друг не понимает по английски) достаточно хорошо, то мы будем говорить с ним медленно и он поймёт.)
А ещё у Анат в книге есть такая глава, она называется "Время чувствовать". Вот для меня медленно - это время чувствовать. Если я буду двигать ногой своей дочки быстро, то она вся напряжётся и ничего не почувствует. Т.е. почувствует, что я тут дёргаю её за ногу. Но её мозг не будет иметь возможности получить информацию, потому что она напряжётся. Томас Майерс писал "Когда одна часть тела приходит в движение, всё тело реагирует на это." Бывает удивительно наблюдать, когда я медленно двигаю Надюшиной ногой, как она замирает и слушает себя. Бывает удивительно наблюдать за собой, когда я делаю урок и двигаю ногой (например), слушать, а что в моём теле приходит в движение? Для того, мозг смог получить информацию, нам надо почувствовать движение. И тогда можно показать мозгу: "Смотри, а нога может ещё и так, а ещё вот так." "А когда ты двигаешь ногой, вот здесь напрягается, смотри, мы можем чуть-чуть расслабить, смотри, тогда нога двигается лучше." И мозг увидит эту разницу, если мы будем двигать очень-очень медленно.
Часто мы раздражаемся, когда детки делают что-то медленно. Особым деткам особенно тяжело, потому что потому.)) И очень важно давать им время, не торопить. Потому что каждый раз, когда мы торопим и малыш видит, что он не может, он учится тому, что он неудачник. Его мозг учится только этому и ничему другому. Это парадокс, но мы пытаемся учить одному, а мозг, как самоорганизующаяся система учиться другому. Потому что постоянно получает информацию не о том, чему ему надо бы научится делать быстрее, а информацию о том, что он не может делать то, что хочет мама (папа, бабушка).
Мы с Надюшей раскрашиваем. Она очень любит и с тех пор, как ручки стали более послушные, раскраски - это отдельная статья расхода. Я постоянно учу Надю делать медленно. Она по старой памяти пробует делать быстро, все же знают, что быстро - это круто. Именно так мы научилась не залезать за поля. Хотя ручки ещё не такие послушные, но она уже давно знает, что если делать медленно, то будет аккуратно. Аккуратно и быстро - это следующий уровень).
В общем, если что-то у ребенка не получается, то всегда имеет смысл попробовать делать то же самое медленно. Медленно - не значит плохо. Это необходимо, мы не животные и у нас многие функции не заложены от природы. Это плюс, большой.)))