(тенденции к изменению в региональном медийном пространстве на примере Калининградской области)
Существует устойчивый тренд на сокращение медийного поля. Точнее по его переформатированию. Люди перестают читать бумажные газеты, уходят от телевидения в интернет, отдают предпочтение развлекательным сайтам перед содержательными, потребляют основные новости из соцсетей.
Более того.
Оставаясь один на один с льющимся на него потоком информации, обычный человек со временем приобретает такой иммунитет, такую толстую кожу, что становится в ряды «молчаливого большинства» (по Бодрийяру), где его уже не достать.
Он становится невосприимчив к рекламе, он старается избегать политики, он научился отфильтровывать откровенную ложь и грязь, и даже расплодившихся в стране фриков, сумасшедших и кликуш ему уже так просто не «продать». Их стало слишком много и предложение многократно выше спроса.
Ну и как бы мы плохо не думали о нашем соотечественнике, он - учится. Особенно это хорошо у него получается, когда речь идёт о выживании. Страх - самый простой и действенный инструмент мотивации.
А то что мы зависли в крайне неустойчивом положении, где львиная доля населения перебивается с хлеба на квас, полагаю, ни у кого сомнений не вызывает.
Но это общая картинка. А вот частности.
***
В медийном поле Калининградской области стали происходить глобальные изменения. Раньше на нашей уютной медиаполянке мирно паслось целое стадо овечек, пару-тройку настоящих козлов, сновали волки в овечьих шкурах, гиена, упертый баран и живность поменьше.
Все они щипали изумрудную травку из американских долларов вываливая на конечного потребителя отходы своей жизнедеятельности. И всех это сосуществование устраивало.
Иногда правда козлы могли друг с другом что-то не поделить и фейсбуке разгорался срач главных редакторов на тему: «кто более велик - я или мышь».
Но об этом быстро забывалось, денег хватало всем.
Если мы обратим свой взор на какой-нибудь там Саратов или Ульяновск, то всё медиаполе в этих городах состоит из трех колченогих сайтов, где кривые новости клепаются рукожопыми копирайтерами.
И населению вполне хватает этих кривобоких ресурсов. Никто не печалится по поводу нехватки новостей или отсутствию бесполезной информации.
В Калининграде, буквально год назад, только при беглом просмотре можно было обнаружить три десятка работающих информационных портала, три бессмысленных ТВ-канала, дюжину бумажных газет, пяток радиостанций и десяток журналов. И это мы не считаем официальные сайты муниципалитетов, муниципальные газеты, федеральные ресурсы по франшизе и в рамках партнёрства, сайт правительства и его ответвления, сайты госслужб, силовых структур, и т.п.
Мне могут возразить, что сайты госслужб есть в любом регионе. Это так, да не так. Не в каждом регионе такое значение имеет к примеру таможня, и служба судебных приставов. Не везде дислоцируется Балтийский флот. Не везде экономика региона базируется на контрабанде, рейдерстве и тотальном нарушения правил землепользования и застройки. Здесь много нюансов - от отсутствия «воров в законе» до особого положения силовиков, от границ по периметру области до козней Москвы и зарубежных соседей.
20 летняя борьба региональных элит между собой, передел зон влияний, противостояние мэров и губернаторов, сдерживание московской экспансии, наличие огромного числа жуликов и кидал в бизнес среде - всё это породило гипертрофированную индустрию по выколачиванию денег из «богатых и знаменитых», то есть наши, калининградские СМИ.
***
Трендсеттером и основным выгодоприобретателем на этом рынке долго оставался Игорь Рудников. Политические игрища, критика сильных мира сего, беспардонное вторжение в личную жизнь других людей, болезненное перетряхивание грязного белья, всё это принесло Игорю Петровичу большие деньги, одиозную славу, и множество проблем. Два покушения, чуть не закончившиеся летально, арест при губернаторе Боосе, непрерывная нервотрёпка и, наконец, недавнее помещение под стражу - наглядно показывает, что это была кривая дорожка с хорошо прогнозируемым концом.
***
К началу правления Николая Цуканова, когда интернет уже прочно вошел в нашу жизнь, все медиаресурсы в регионе условно распределились по трем категориям:
- провластные, привыкшие сидеть на бюджетной игле разных уровней;
- «оппозиционные», получавшие деньги от иностранных агентов, рекламодателей, недовольных представителей политической и бизнес элиты;
- карманные, принадлежавшие тайно или явно бизнесменам и политикам, которые решали свои личные задачи;
Поскольку пример Рудникова стал давно для всех хорошим уроком, то местные СМИ избрали более безопасную тактику - «критика ради критики, а не ради денег». То есть критковать власть (что в нашей стране всегда воспринимается на "Ура") за явные и мнимые ошибки и извлекать прибыль именно за счет посетителей сайта.
Несколько информационных потралов приобрели свою популярность именно за счет огульной критики власти.
Губернатор Николай Цуканов, плохо ориентировавшийся в хитросплетениях медийного рынка, грубоватый, обидчивый и амбициозный, а самое главное не местный - стал удобной мишенью для «оппозиционных» ресурсов.
Колошматили Николая Николаевича шесть долгих лет, мешая в кучу полуправду с вымыслами, ошибки с намеренными действиями, пророча ему то скорую отставку, то проблемы более глубокого характера.
Цуканов, тем не менее, всех умников переиграл.
А в баре «Ельцин» сейчас собирается журналистская братия и пуская сопли в невкусное пиво, вспоминает с придыханием те благословенные времена:
- А помнишь, я Цуканова «сварщегом» в Фейсбуке назвал?
- Да, а он утёрся и смолчал.
- А помнишь, как мы Морозова разоблачили, и он его уволил?
- Ага, никто не ожидал такого исхода.
- А помнишь, что писать про него можно было всё что угодно и никаких тебе санкций?
- Ну конечно, столько хайпа тогда подняли.
«Бойцы вспоминали минувшие дни, и битвы, что вместе... продули они».
***
С приходом к власти в регионе Антона Алиханова, когда нужно было срочно перестраивать стратегию на новый лад, наши СМИ даже не почесались.
Лейтмотив их размышлений был понятен: съели Бооса, съели Цуканова, и Алиханова съедим.
И вместо того, чтобы помочь молодому, прогрессивному главе, которого они так долго ждали, наши СМИ стали его беззастенчиво клевать.
Причем клевать по таким диким мелочам, что от этого мог взбелениться и последний на планете демократ - Махатма Ганди.
То не понравился шеврон на его куртке, то пресс-секретарь взбрыкнула на журналистов в социальной сети, то вдруг поздравление ветерану от губернатора пришло с картой России без Крыма и Калининградской области, то вдруг Алиханов ответил сгоряча смелой журналистке отстаивающей права малообеспеченных семей.
Надо же. Это всё ужас, какие преступления! И ни одно из местных «оппозиционных» СМИ не снизошло до конструктивной критики, не выступило с объединяющей идеей, и тем паче не озвучило, что же на самом деле тревожит местных жителей.
Не перестроились и «провластные» СМИ. Они не учли разницу в восприятии реальности Алиханова и, к примеру, Цуканова.
При губернаторах старой школы появился такой термин «платить за позицию». То есть медиаресурсы получают миллионы рублей из бюджета и по сути ничего не делают. Обрабатывают пресс-релизы, которые им шлют из администрации, и иногда выставляют их в качестве новостей, но основная их работа заключалась в том, чтобы просто не гадить властям. Такая позиция - брать деньги и не гадить.
А уж воевать с собратьями по перу за какого-то губернатора, даже если он платит им деньги, это вообще не комильфо.
Губернатор ведь не местный. Он уедет, а мы останемся. И снова будем мирно пастись на региональной медиалужайке - стадо овечек, пару-тройку настоящих козлов, волки в овечьих шкурах, гиена, упертый баран и живность поменьше.
Московский барин Никита Исаев, вторгшийся на эту поляну, впервые в истории калининградской медиасферы показал совершенно другой способ взаимодействия с властью. Он конечно не идеален, где-то отдаёт мальчишеством, немного тенденциозен, и не всегда отражает суть наболевших проблем, но… Он в своей критике впервые обратился к критике, которую с натяжкой можно назвать конструктивной. То есть он просто очерчивает проблемы и задаёт вопросы - «кто и как их будет решать?».
И его посты явились лакмусовой бумажкой - все региональные сайты просто проигнорировали его бурную деятельность в информационном поле.
Почему? Да потому что «оппозиционные сайты» так критиковать не умеют, а «провластные» хотят отмолчаться, но и те, и другие не хотят пускать на уютную лужайку этого хищника. Дороже будет.
***
Что мы имеем на сегодня в региональном медийном пространстве? И какие тренды будут разворачиваться?
- информационные сайты будут отмирать. Действительно, Алиханов не местный и у него даже мысли нет подкармливать десятки бесполезных инфопорталов. По сути на всю область достаточно трёх хороших интернет-ресурсов;
- количество средств, отпускаемых в условно «провластные» СМИ будет катастрофически падать. В год выбора президента, всем этим гиенам спустят из Кремля циркуляр, где черным по белому будет написано: «ну что, суки, придётся поработать за идею, иначе передавим как котят»;
- внимание политизированной публики будет уходить в Телеграм. Это общероссийский тренд и вряд ли в Калининградской области будет иначе;
- история с Игорем Рудниковым и другими пострадавшими журналистами заставляют задумываться о том, что они делают самых отмороженных представителей четвертой власти;
- Алиханов, как это уже стало понятно, делает ставку на сотрудничество с федеральными СМИ. Следовательно, значение региональных медиаресурсов будет неуклонно падать. Диалог местных журналистов и власти сведётся к нулю;
- команда, которая пришла с Алихановым, бумажных газет не читает, местное телевидение (упаси бог!) не смотрит, а лидеров общественного мнения в региональном фейсбуке просто игнорирует;
- возможно, что к пулу федеральных СМИ, администрация Алиханова добавит вновь созданные ресурсы и будет интенсивно развивать собственные (вроде потока новостей на сайте правительства)
Всё. Унтер-офицерская вдова сама себя высекла. А молодой губернатор тихой сапой загнал медиа-джина обратно в бутылку.
Нужно констатировать тот факт, что пока только Алиханову удалось извлечь выгоду из того медиа хаоса, который царил в регионе, неважно понимает это кто-либо ещё или нет. Он продемонстрировал Антихрупкость. Смогут ли это сделать медийщики - вот в чем вопрос...
*Антихрупкость - термин введённый Нассибом Талебом, способность к извлечению выгоды из неудач, потерь, ошибок; умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.