Друг приехал из Финляндии, где не был добрых восемь лет, аккурат с того самого славного времени, как пошла первая волна экономического кризиса. И рассказал, что пришел в ужас. Заброшенные заправки, закрытые магазины, потрескавшийся асфальт дорог и «о, не может быть!» заплатки на проезжей части, которая раньше так его восхищала.
Друзья у которых он там жил, работают в Финляндии второй десяток и являются гражданами страны. В перерывах между возлияниями крепких алкогольных напитков те пускали сопли в стаканы с водкой и жаловались на закат Европы.
- Ты можешь себе представить, что в нашем городке люди ставят решетки на окна и двери и тотально закрывают двери на замок. А ведь ещё пять лет назад ты мог оставить бумажник на скамейке и через десять минут, какой-нибудь деревенский парень торжественно его тебе вручал.
- От эмигрантов просто спасу нет, - поддерживал разговор другой. Налоги растут буквально на всё, и от них никуда не спрятаться, бизнес хиреет. Хорошо, что ещё дышать бесплатно можно. Приходится экономить буквально на всём, а «левым» беженцам платят пособие по две тысячи евро за красивые глаза.
- А почему «левым»?
- Да потому что это сброд всякий со всего мира, а не беженцы. Они покупают сирийские паспорта и приезжают сюда «здравствуйте, я ваша тётя!» чтобы на шару оттягиваться за наш счёт. А в свободное от отдыха время они воруют всё, что плохо лежит, да трахают наших баб.
- А вы на это смотрите?
- Ну, если ты читал, уже не смотрим. Недовольство растёт и молодежь тоже устраивает нападения на мигрантов. Всё это чревато опасными последствиями.
Я бы может и пропустил его излияния мимо ушей, если бы сам не наблюдал того, как меняется жизнь стран и народов на протяжении последних 15 лет. И меняется она не в лучшую сторону, особенно это чувствуется там, где русские с туго набитыми кошельками раньше позволяли местным аборигенам жить припеваючи.
Есть страны, которым повезло больше. Например, Таиланд с уходом русских заполонили китайцы. Но для китайцев в Таиланде нет особой экзотики или дешевизны, у них вся Юго-Восточная Азия перед ногами. Поэтому эта мода рано или поздно сойдет на нет. А вот Египту привлечь потоки туристов из других стран так и не удалось
Если вы помните, Финляндия для большей части жителей России всегда являлась эталонным государством. Мы удивлялись их ровным дорогам, уютным городкам и изобилию магазинов. Эта маленькая северная страна уверенно шествовала к коммунизму под стягами либерализма и демократии.
Однако в сентябре прошлого года премьер-министр Финляндии Юха Сипиля впервые за 20 лет обратился с речью к нации. По его словам выходило, что финская экономика переживает трудные времена, и тезисно он обозначил круг проблем: экономический рост в Финляндии является самым низким в Европе; ни в одной стране ЕС безработица не растет так быстро, как у финнов; долг республики также увеличивается рекордными темпами; расходы государственных и муниципальных служб выше, чем доходы, а вдобавок финны столкнулись с наплывом беженцев.
Фактически товарищ Юха сообщил нации то, над чем у нас уже потешаются целый месяц: "Денег нет, но вы держитесь!"
И как бы между строк он прибавил: "и не предвидится!"
Действительно, «экономическая мощь» Финляндии строилась на нескольких секретах.
Финны, как и все маленькие, но гордые европейские народы любят жить в кредит. Но продав свой суверенитет за «банку варенья и корзину печенья», за лучшую жизнь здесь и сейчас, финны оказались у разбитого корыта.
Государственный долг Финляндии, достиг 127 млрд евро и составляет почти 60% от ВВП страны. Учитывая, что в государстве проживает 5,268 млн жителей, его долг на человека составляет больше 20 тыс евро. С этим показателем страна находится на десятой строчке самых заядлых должников в Европе.
Вторым секретом являлось наличие такой крупной корпорации, как «Нокиа», которая давала в бюджет Финляндии чуть ли не 15 процентов ВВП. Такой маленький Газпром, позволявший нации уверенно смотреть в светлое будущее. Но в один прекрасный день «Нокиа» накрылась медным тазом. И после ряда громких скандалов её структурное подразделение производившее телефоны купила компания Майкрософт. А ведь были времена, когда только одна популярная модель Нокиа 1100 продавалась в количестве более 200 миллионов штук.
Третьим секретом являлся довольно высокий уровень производительных сил, разумные налоги и благоприятная экономическая среда. Но все эти преимущества за последние семь лет были сведены к нулю. Финский «социализм» привёл к тому, что рост затрат на рабочую силу сделал производство в Финляндии просто невыгодным и неконкурентоспособным, даже в сравнении с соседними странами. Другими словами, произвести что-то в республике стоит дороже, чем в Швеции и Германии.
Чтобы как-то пополнить казну финское правительство увеличило налоги, и как следствие снизилась предпринимательская активность.
Кризис деревообрабатывающей промышленности, российское продуктовое эмбарго, ударившее по финским фермерам - это ещё не всё.
За минувший годы российский грузопоток, который традиционно шел через финские терминалы, частично переключился на портовую инфраструктуру Санкт-Петербурга и Ленобласти. По оценкам экспертов, российский транзит через прибалтийские порты сократился на 15−20%.
Еще момент. Только в 2015 году количество русских туристов снизилось в два раза, и это довольно стабильный тренд. Целые отрасли связанные с туризмом влачат нищенское существование.
Финляндия, как и все северные страны будучи не сильно дешёвой для проживания, стала вовсе неподъемной. Одной из мер, которая обсуждается в правительстве Суоми сейчас, это перепродажа остатков суверенитета за новые кредиты. Населению вбивают в голову мысль, что маленькой, но гордой Финляндии угрожает русский медведь, а посему надо быстро вступить в НАТО.
- Прикинь, рассказывает мне друг, - пачка «Мальборо» 8-9 евро, пицца в недорогом заведении 25 евро, бутылка пива 6-8 евро. На сотку евро у нас в ресторане можно гудеть всемером, а там это весьма скромный ужин на двоих.
Я привёз корешам блок сигарет из России, так меня объявили Падишахом и сказали, чтоб будут служить мне верой и правдой до конца жизни. И бегали вокруг, обмахивая опахалами, а один даже порывался сбацать танец живота.
Безработица в стране достигла десяти процентов, и все приграничные районы «Финки» занимаются тем, что возят туда-сюда бензин, водку и сигареты, прямо, как в благословенной Польше.
И самое главное, всё, что раньше нам казалось новаторским, надёжным и передовым, начиная от аэропортов и магистралей, и заканчивая традициями и отношением к бизнесу сейчас или исчезло, или сильно устарело. И это прямо бросается в глаза.
Короче, туда я ещё очень долго не поеду.
- То есть, если в двух словах, твоё нынешнее впечатление от Финляндии на троечку?
- На троечку? Нет, скорее это можно выразить тремя словами: скучно, дорого и небезопасно.