Любимый архитектор Гитлера Альберт Шпеер учил, что возводимые здания должны выполнять не только функциональные задачи, но и служить своего рода «посланием» будущим поколениям, а значит, стоять вечно. Строить нужно так, чтобы даже руины своим величием напоминали потомках о могуществе великих империй.
Наши предки умели так строить...
Среди лесов и болот, остовов бывших силосных башен и отвратительной пестроты нищих провинциальных магазинов из ниоткуда, из небытия вдруг открываются грандиозный силуэт, оглушает масштабом и своей абсолютной невозможностью.
Ты просто немеешь, раздавленный высоким трагизмом этих стен. Благородство линий, смелость мысли архитектора, достоинство рук мастеров, создавших это великолепие, не могут испортить ни ужасные проломы в кирпичной кладке, ни подлые граффити, выродившихся до скотства потомков.
Это - так называемые, Аракчеевские казармы в селе Селище. Штабной городок был построен в 1818-1825 годах для Северного округа военных поселений Новгородской губернии, возглавляемого лично графом Аракчеевым.
Военные городки полковых штабов строились по единым планам и архитектурным проектам и представляли собой группу зданий, расположенных по периметру громадного прямоугольного плаца (5 га). По одной большой стороне плаца стояло грандиозное здание, состоящее из следующих четырех корпусов:
Манежа (экзерциргауза) - его размеры составляли 151,5x34 метра. Перекрытие было деревянным, без поддерживающих опор. Для его проектирования и строительства в военное поселение был направлен генерал-майор Л.Л.Карбоньер, строивший в 1817 г. Московский манеж. В этом манеже могли расположиться три эскадрона развёрнутым фронтом - 384 всадника.
К зданию манежа пристроены два флигеля - один для солдатской школы, другой для госпиталя.
В центре к фасаду манежа пристроена церковь Святого духа.
В церкви висели 2 колокола (малый и большой). Из малого звонили по повседневным нуждам. Из большого только в день начала войны, перед уходом солдат на фронт - всего его использовали 12 раз, включая 22 июня 1941 года.
Это то, что осталось...
Сергей Ключенков