Древнекитайское искусство управления

Jan 31, 2016 16:21



Древние китайцы - оригинальный народ. Очень прагматичный подход у них был. Жизненный такой.Вот крестьянин купил клочок земли. Юани отсыпал. Договор подписали. Какую - то филькину грамоту на папирусе нацарапали. И все? Собственность защищена?
Нет. Собственность защищает право. Да. Но, праву всегда необходима правоохранительная система. Одно без другого не бывает.
Правоохранение без права - произвол и беззаконие. Право без правоохранения - филькина грамота на папирусе.
Древние китайцы это прекрасно понимали. Поэтому, к филькиной грамоте на папирусе полагалась, совершенно законно, "покрышка" от чиновников.

Например, для крестьянина - это сельский староста. Крестьянин ежегодно, открыто относил старосте мешок риса. Зато теперь он был защищен. Все, кто хотел "отжать" его землю, отсылались к старосте. Тот доходчиво объяснял, что земля законная (вот папирус) и он не допустит безобразий. Те удалялись.
Филькина грамота у крестьянина - это право. Староста - это охрана права. И все довольны. Система правового государства идеально работала.
Если имел, что побольше (лавку, трактир, гостиницу), то старосты недостаточно. Хватай выше - у волостного отмечайся. Там мешком риса уже не отбояришься. Но зато волостной был кровно заинтересован и своей грудью стоял на защите права собственности. Сразу пресекал поползновения.

Если еще больше собственность, то тут нужна была уже "федеральная покрышка". Это - в столицу. Там - по уговору.
Идеальная правовая система. Поэтому простояла 5000 лет.
Собственнику - выгодно. Чиновнику - выгодно. Собственность под двойной защитой: права и правоохраны. Все довольны.
Потом придумали какое - то чуждое понятие "коррупция". Теперь староста и волостной должны бесплатно, без мешка с рисом, защищать чужую собственность. А дураков нет. Да и обидно даром за чужое барахло надрываться. И все развалилось.
Биржан Чукин

Фейсбук, история, юриспруденция, право, Китай

Previous post Next post
Up