Прочитал намедни интереснейший труд о роли наказания в обществе, который весьма актуален в сегодняшний момент для великой страны.
Написал его Мишель Фуко французский философ, теоретик культуры и историк,двадцать лет назад почивший в бозе.
Так вот пишет он, что раньше главной мишенью судебно-уголовной репрессии являлось человеческое тело (казнимое, пытаемое, расчленяемое, клеймимое, выставляемое на публичное обозрение живым или мертвым). В дальнейшем происходит постепенное исчезновение наказания, как зрелища.
Эта процедура постепенно становится наиболее скрытой частью уголовного преследования, судьи стали судить уже не преступления, а "душу" преступников.
Фуко говорит, что право наказывать как часть права государя воевать со своими врагами покоится на "праве меча, на абсолютной власти над жизнью и смертью подданного, которая в римском праве называется merum imperium. На праве, в силу которого государь заставляет исполнять свой закон, приказывая покарать за преступление". За возникновением тюрьмы стоит институционализация власти права на наказание.
Публичная казнь представляла собой акт жестокости, блеск, насилие над телом, неравная игра сил, детально продуманный церемониал, словом, весь её аппарат был вписан в политическое функционирование судебно-правовой системы. Но со временем цель уголовного правосудия отошла от мести в виде смертной казни к наказанию преступника.
Применение наказания не должно основываться на вмешательстве в личность человека и его права на собственное тело, на чувство собственного достоинства. Вся история права свидетельствует о смягчение строгости наказания: меньше жестокости, меньше страдания, больше мягкости, больше уважения, больше гуманности. Это, с одной стороны.
С другой стороны, даже в существующем виде основное уголовное наказание в виде лишения свободы по сути лишает человека не только свободы, но и других прав: на уважение и достоинство личности, право на переписку, на передвижение, на здоровье и т. д., а иногда и на жизнь.
В качестве примера Мишель Фуко приводит продовольственные пайки, лишение половых сношений, избиение, карцеры и насилие в среде заключенных. Поэтому наказание и сейчас воздействует не только на тело, но и на душу человека.
Например, «пожизненное заключение ввергает в отчаяние; преступники становятся равнодушными к исправлению нравов и духу труда, их ум занимают лишь планы побега и бунта; и раз уж не сочли целесообразным лишить их жизни, зачем же делать ее невыносимой?»
Как показывает практика, гнилой Запад внял гуманистическим заключениям Фуко и целому ряду трудов философовских светил, вроде Альберта Швейцера. Поэтому, к примеру,в тюрьмах Голландии, Норвегии или Финляндии условия жизни похожи на условия жизни среднестатистического европейца, всего лишь за некоторым исключением. Поэтому и степень исправления, и статистика рецидивов у нас и у них несопоставима.Растоптанное единожды человеческое достоинство, а самое главное - внутреннее согласие человека с тем, что это достоинство кто-то может растоптать навсегда выбивает его категории существ, которые могут называться человеком.
А закончить хочется расшифровкой значения одного слова.
«Смердяковщина»:имя нарицательное для человека, который надеется получить благоустроенный общественный быт не ценой собственных усилий, а уже готовыми, из рук иностранцев; который не понимает, что успехи других государств в своем благоустройстве имеют причиной как раз то, от чего он спешит отказаться, - развитое чувство собственного достоинства его граждан. "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений"