Досмотрел пятый сезон "Подпольной империи", и отбрасывая возгласы восхищения по форме и содержанию, перехожу к некоторым сторонним наблюдениям о жизни Америки 20-х годов прошлого века и России сегодня.
Все же для начала выскажу свое отношение к фильму. Это гангстерская сага эпохи "сухого закона" великолепна, и ничего лучше до сей поры я не смотрел. Она бы таковой осталась для всех любителей сериалов, и заняла бы верхний пьедестал в этой категории раз и навсегда, если бы создатели ограничились третьим сезоном. Все остальное было лишнее, а в особенности пятый сезон и смерть почти всех главных героев. При этом прототип Наки Томпсона (Енох Джонсон) благополучно скончался своей смертью в 1968 году, в возрасте 85 лет. Надуманная концовка фильма всё испортила.
А теперь к выводам.
1. Верхушка американского общества, вся политическая и бизнес элита, все государственные служащие от рядового полицейского до генерального прокурора США, от шерифов до мэров, от министров до президента - весь этот жирный слой людей создававших Америку был насквозь пронизан коррупцией и связями с криминальным миром. Выборы рассматривались, как средство увеличения доходов и влияния. Двуличие и лицемерие, как обязательные черты успешного человека. Политика, как искусство добывать деньги из воздуха. Население же представляло собой "галочки" в избирательных бюллетенях. И тот политик или предприниматель был успешнее, кто мог купить больше таких "птичек".
2. Верить никому нельзя. Лояльность можно купить только на время. Или страхом смерти, но тоже только на время. Брат предает брата, сын убивает отца, жена ненавидит мужа. Идет непрерывное грехопадение больших и маленьких американцев. Жизнь человека не стоит и гроша. Закон служит сильному. Оружие служит людям плюющим на закон. Интересен тот факт из реальной жизни Америки, что родственники Аль Капоне должны были перенести могилу знаменитого гангстера в тайное место, потому что к ней было организовано паломничество миллионов людей. Таково было в обществе восхищение этим бывшим мелким сутенером превратившегося в безжалостного убийцу и бутлегера.
3. Все делают деньги. Все продаётся и покупается. Слово дал, слово взял. Нет ничего личного, только бизнес. Чем больше у человека денег, тем больше уважения в обществе, невзирая на то, как он эти деньги заработал. "Сухой закон" стал настоящей золотой жилой для предприимчивых людей, примерно так же, как период ваучерной приватизации в России. Кто не рисковал, тот не пил шампанского. Вся страна пребывала в движении, все пытались урвать свой кусок пирога неважно каким способом. Пистолет и решимость могли за короткое время сделать человека миллионером.
4. Антисемитизм, сегрегация, национализм, этнические группировки, Ку-клукс-клан, нещадная эксплуатация, нищета, отсутсвие социальной помощи, поголовный алкоголизм (приведший к "Сухому закону"), наркомания, безработица, преступность - все это Америка. Все это очень напоминает нам период становления "дикого" капитализма в России, но есть одно большое "но".
Американцы создают! Они неугомонные созидатели!
И дело даже не в том, что в 20-х годах в США люди пользовались тостерами, пылесосами, холодильниками и паровыми электрическими утюгами, дело в том, что стремясь заработать на всё, на чём можно и нельзя они строят, изобретают, открывают и приобретают. Все они пытаются реализовать свою американскую мечту.
То есть, однажды, человек по прозвищу "Командор" увидел песчаный, пустынный берег океана и решил построить здесь город. Он придумал красивую легенду, увлек людей перспективами и возможностью заработать. Без всякой помощи со стороны государства он построил Атлантик-сити. Город, где приезжие должны отдыхать и веселиться, а отцы города зарабатывать на этом деньги.
Деньги делают деньги. И чем больше приезжало людей в этот провинциальный городок, тем быстрее он рос и хорошел, тем больше в нем было шикарных ресторанов и роскошных клубов, тем больше строилось престижных кварталов, тем сильнее дорожала недвижимость, тем выше были заработки у персонала. Атлантик-сити, по сути, был для городской верхушки бизнесом, курицей несущей злотые яйца, поэтому отцы города лелеяли и холили город, как своё дитя. И делали всё, чтобы защитить свою идею, чтобы сберечь американскую мечту.
В этом глубокая разница между элитой американской и элитой российской.
У них, для того чтобы стать богатым, нужно создать. У нас, для того чтобы стать богатым, нужно украсть.
И все мечты только об этом. У них о своём, у нас своём. Больше между нами нет никакой разницы, ну разве что у нас есть духовные скрепы...
И это главный вывод, который я сделал из фильма.