Притча о Ходже Насреддине: карма и скальпель Оккама

Oct 21, 2015 08:03



Привычка к рефлексии, то есть к пережевыванию ментальной жвачки, настолько въелась в наше сознание, что буквально не даёт нам возможности смотреть на мир открытыми глазами.
И как бы мы не старались, всё время получается одно и тоже: смотрим в книгу, а видим фигу.

Ощупывая ли взглядом человеком, ведя разговор или наблюдая за течением реки, мы не перестаём создавать в голове умозрительные конструкции пытаясь всё себе объяснить с точки зрения собственного опыта.
И даже обычный прыщ на носу вызывает долгие размышления, вместо банального принятия самого факта.
___________________________________________________________________________________________________

Расскажу вам одну старую притчу про Ходжу Насреддина, знаменитого дервиша из суфийского тариката Накшбанди.

Как-то через село Ходжа-Ильгар, где жил Насреддин, на взмыленном коне мчался шахский гонец. Спешил он со срочным донесением к падишаху о том, что взбунтовался соседний эмир и собирает войско для войны.
Так случилось, что красавец конь совсем выдохся и упал прямо напротив хижины Насреддина. Поскольку больше никаких лошадей в кишлаке не было гонец, потрясая печатью падишаха, забрал у Ходжи любимого осла, и даже не скушав лагман, умчался дальше.
Дехкане, собравшись у дома эфенди, едко посмеивались:
-Вот счастье привалило, вместо хорошего ишака, нашему эфенди достался дохлый конь. За что его Аллах наказал? Видимо опять он пропустил намаз.
-Эй, -отвечал Ходжа. Можете думать, что хотите, но вместо ишака у меня появился прекрасный конь. И это факт.
Прошло время, скакун поправился, набрал силы и стал предметом всеобщей зависти и пересудов.
-Вот повезло Насреддину, вместо старого ишака он заполучил красавца рысака. Наверное и впрямь он святой или к нему благоволит Всевышний.

Но через неделю, конь вырвался из стойла и пропал.

В кишлаке по этому поводу был настоящий праздник.
-Да, по Ахмеду и тюбетейка, -говорили старики. Поделом наглецу, -вторили женщины.
-Аллах наказал Насреддина за то, что он не соблюдает рамадан, - назидательно рассуждали мужчины.

-Эй,-отвечал Ходжа. Можете думать, что угодно, но такой конь был мне в тягость. Ему на день овса было нужно столько, сколько моему ишаку на неделю.
Это конь воина, а не дервиша. Поэтому факт остаётся фактом -я избавился от лишней обузы.

Не прошло и трёх дней, как жеребец вернулся в деревню сопровождаемый табуном лошадей и прямиком направился во двор Насреддина.

-Везет же дуракам, - сетовали дехкане. На голом месте целое состояние заработал. Какой пройдоха. Не иначе благоволит к нему Аллах!
Целую неделю односельчане, пользуясь полным равнодушием эфенди к земным благам, доили его кобылиц, делали кумыс и солёный курт.

Старейшины каждый день ходили к Ходже пить чай и тонко намекали, что не плохо было бы забить одну лошадь, чтобы сельчане могли вдоволь наесться плова и шурпы.
И конечно же, Насреддин дал своё согласие.

Праздник удался на славу. И пока старики набивали животы мясом, молодые скакали на конях, соревнуясь кто быстрее.
Так случилось, что сын Насреддина упал и сломал ногу.

-Эх, -опять судачили в кишлаке. Навезет же нашему эфенди. У всех дети, как дети, а у него дурак дураком. Кто теперь будет присматривать за ним, когда он совсем одряхлеет? Не иначе как, наказал его Аллах! Видимо он давно он не читал коран, вот и пришла расплата.

-Эй,-отвечал Ходжа. Можете думать, что угодно, но мой сын сломал ногу и только это является фактом. А хорошо это или плохо судить не вам.

Не прошло и трех дней, в село вернулся тот самый гонец, во главе отряда нукеров и объявил старейшинам, что война началась, враг близко, поэтому все юноши должны поступить в войско.
Нукеры забрали всех парней, а заодно экспроприировали лошадей. Каково было удивление командира отряда, когда он обнаружил своего верного скакуна живым и здоровым. На радостях он распорядился дать Насреддину столько дирхам, сколько хватило бы на покупку трёх молодых ослов.

Естественно было и то, что хромого сына Ходжи никуда не забрали, потому что он лежал на тахте, и кушая щербет, переодически издавал нечеловеческие вопли.

На кишлак опустился траур. Дехкане ходили понурые и неразговорчивые, как обычно. Мало того, что все сыновья ушли на войну, так этому проходимцу Насреддину опять счастье привалило. Нет, ну надо же быть таким хитрым!Как только его Аллах терпит на свете?!

Эй,- отвечал Ходжа. Аллах милостив и милосерден!
Все испытания ниспосланный нам свыше есть следствие двух обстоятельств.
Первое - мы называем судьбой. Это часть кармы человека связана с действиями в прошлых жизнях и которую человек не может изменить.

Второе обстоятельство, это наши действия в настоящем с помощью которых мы можем формировать своё будущее.

Нелепо пытаться объяснить сейчас временные успехи и напасти сформированные прошлыми поступками, мы можем принимать их только, как факт.
Глупо не пытаться изменить своё будущее совершая угодные Всевышнему дела.

Делайте добрые дела не ожидая ничего взамен, наблюдайте за происходящим не вовлекаясь, не умножайте сущности там, где их множить не следует, а обо всём остальном позаботится Аллах!

Задумались селяне над этими мудрыми словами и почёсывая муладхары разошлись по домам.
А Ходжа Насреддин пошел в чайхану, чтобы выпить чаю и как следует подкрепиться…

Ходжа Насреддин, дзен, притчи, проза

Previous post Next post
Up