Однажды доблестный император Вэнь спросил своего учителя по имени Тайгун:
Мир полон государств - одни из которых очень бедны, другие очень богаты. Отчего это зависит? Связано ли это с тем, что достоинства правителей неодинаковы? Или это является порождением естественного хода вещей?
Мастер ответил:
Если правитель обладает несомненными достоинствами, государство всегда будет в опасности, а народ будет подвержен волнениям. Если правитель - достойный и мудрый, в государстве установится мир, а люди будут послушны и трудолюбивы. Достаток и нищета подданных зависят от правителя, а не от небесных сезонов.
- Расскажи мне о мудрых правителях древности?
Предки считали достойным императора Яо, царствовавшего в древности.
- Как он управлял государством?
Когда Яо был правителем мира, он не носил золотых украшений, ни дорогих одежд.. Он не предавался развлечениям и не желал распутных женщин. Он не строил роскошных дворцов и загородных резиденций. Он ел каши из грубого проса и простой суп из овощей. Он не совал свой нос в то, в чем он ничего не смыслит: в сельское хозяйство и выращивание шелка. Он ограничивал свои желания и сдерживал свою волю, недеянием он управляя делами.
Он ценил тех чиновников, кто был предан, прям и придерживался законов. О щедро награждал тех, кто был честен и добросовестен.
Он очищал свое сердце и уменьшал принуждения. Законами и установлениями он запретил зло и хитрость.
Он помогал бедным и защищал убогих.
То, что он назначал себе самому, было ничтожно мало, и поскольку налоги и повинности были незначительны, множество людей процветало и никто не страдал от голода и холода.
Народ любил и почитал своего правителя, как будто бы он был им и отцом, и матерью.
Будь достоин императора Яо и твоё государство всегда будет процветать.
***
P.S.Полторы тысячи лет назад китайский философ Лао-цзы сказал:
"Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественному пути.
ЗЫ.Интересно, как за многие столетия перевернулся мир.Возьмем трактат Макиавелли "Государь" и читаем ровно противоположное:
Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.
Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.