(с) на снимке:Калининград.Парк "Юность"
В спорах о том, есть ли у калининградцев собственный менталитет, стороны, как правило пускаются в дебри лженаук под названием история и психология и уходят от простых бытовых вещей. На выходе в таких разговорах- ноль и полное непонимания существа вопроса.
Единственное, что можно сказать весьма определенно заключается в двух простых вещах.
Во-первых, настоящий калининградец чувствует себя абсолютно некомфортно в континентальной России.
Во-вторых, настоящий калининградец абсолютно комфортно ощущает себя в Европе.
Это факт. Хотим мы этого или нет.
Именно, отсутствие в сознании калининградца пейзажей российской глубинки, дорог, непроходимых лесов, скрипучих морозов и огромных пространств создаёт то, что мы называем «калининградским менталитетом».
Уже почти что четверть века мы мотаемся за границу, как к себе домой. Мы, иногда не очень культурные, наглые или зажатые, попадаем в страны с абсолютно другим культурным кодом.
И вряд ли кто-то со мной поспорит, что мы от этого становимся лучше.
Да, у нас не принято ездить на «жигулях», да мы употребляем польские, немецкие и литовские жаргонизмы. Множество наших детей учится в Риге, Вильнюсе, Гданьске, Берлине, Клайпеде или Варшаве.
Мы срослись с Прибалтикой, Германией и Польшей. И эти связи уже не разорвать.
Это въелось в нашу кровь.
Считаем ли мы себя европейцами? Конечно, да.
Противопоставляем ли мы себя России. Пожалуй, нет.
Конечно, мы разные. Сваренные в пароварке, сделанной из границ и Балтийского моря, окруженные по периметру колючей проволокой, мы, наверное, больше всех склонны к размышлениям о том, в чём наше предназначение.
Да, мы порой недоверчивые, жесткие, необязательные, черствые одиночки. Но я знаю массу примеров, когда мы вставали стеной защищая наши общие интересы.
География наших путешествий обычно заканчивается Питером и Москвой. Большинство никогда не видело разливов Енисея, могучей тайги или алтайских гор.
Мы, как младшие сыновья обедневшего дворянина вынуждены скитаться на чужбине, в поисках смысла, стиснутые философскими смыслами между Ангелом Западного окна и Путешествием на Восток.
Мы обидчивы, потому что нам уделяют не так много внимания и только поэтому мы страдаем от собственной гордыни.
Многие из нас приехали сюда из разных городов и стран, кто-то, мечтая о лучшей доле, кто-то для того, чтобы перекати-полем устремиться дальше.
Мы, видя, как росли и светлели города в сопредельной Польше и Восточной Германии не перестаём удивляться тому, что нашим городом управляют так бездарно и преступно.
Мы иногда бравируем своей исключительностью и близостью к Европе, мы знаем чужие языки и успели пожить на Западе, мы иногда относимся слишком снисходительно, иногда даже высокомерно к остальному населению страны.
Но мы недоевропейцы, как это не грустно признать.
Мы трагически осознаём тот факт, что Калининградская область не стала ни Гонконгом, ни Сингапуром, ни Казанью, ни даже Грозным.
И уже никогда не станет.
Нам тотально на себя наплевать.
И в этом смысле, мы, конечно, россияне.