Базовых инстинктов всего два: первичный - страх смерти и вторичный - потребность к продолжению рода, остальные производные из этого. Если принимать во внимание не только базовые инстинкты и расширить модель, можно выделить такие взаимосвязанные категории: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.
- Смерть. Представляется наиболее очевидной, наиболее легко осознаваемой конечной данностью. Вроде бы достаточно понятно. Сейчас я существую, но наступит день, когда я перестану существовать. Смерть придет, и мне от нее никуда не деться. Неизбежная правда наполняет сознание "смертельным" страхом и вытесняется в первую очередь, возникает центральный конфликт - противостояние между сознанием неизбежности смерти и стремлением продолжать жить, которое есть у всего сущего. Но смерть не только негативна, потому что смерть придает свой смысл жизни. Не страх смерти, а смерть, как выбор, "смерть стоит того чтобы жить", здесь есть что-то красивое, именно смысл смерти замыкает четвертую данность "бессмысленность" (об этом позже).
- Свобода. Другая конечная данность, тоже не однозначно очевидная. Обычно свобода представляется позитивным явлением. Если посмотреть историю человечества, человек постоянно жаждет свободы и к ней стремится. Стремится, пока не начинает задумываться, что значит свобода, потому что свобода как первичный принцип порождает ужас. В настоящем смысле "свобода" - это отсутствие опоры, отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь подпитывает утешительную иллюзию, что я пришел в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покину). А тут получается, что это полная ответственность за свой мир - иначе говоря, я сам являюсь его творцом - и в этом смысле "свобода" подразумевает ужасающую вещь. Не на что опереться, нет никакой твердой почвы, подо мной - ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с потребностью в почве и структуре.
- Одиночество. Третья конечная данность - одиночество. Это не изолированность от людей с ощущением одиночества и не внутренняя изоляция (от себя самого, частей собственной личности). Это изначальное, фундаментальное одиночество, и от других созданий, и от мира, скрывающееся за всяким чувством одиночества. Сколь бы ни был я близок к кому-то или чему-то, всегда остается граница, и всегда остается последняя непреодолимая пропасть - я, как и каждый человек, в одиночестве пришел в мир и в одиночестве его покину. На фоне непреодолимого одиночества хорошо видна потребность в контакте, в защищенности, в принадлежности к большему целому.
- Бессмысленность. Четвертая и высшая данность существования, возникающая из трех предыдущих - бессмысленность. Я, как и каждый человек, должен умереть - раз, сам нахожу, структурирую свою вселенную - два, фундаментально одинок в равнодушном мире - три, так какой же тогда смысл в моём существовании? Зачем я живу? Как мне жить? И если ничто изначально не предначертано значит, мне остаётся только самому творить свой жизненный замысел. Но смогу ли я сам вырастить свой собственный смысл, и может ли это творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать мою собственную жизнь? Дилемма, стоящая перед ищущим смысла сознанием, какбе брошенным в бессмысленный мир. И вот тут смысл смерти представляется помощью.
"Интересно, когда Бог создавал мир, был ли у него какой-нибудь выбор?" - А. Эйнштейн