Тот, кто твердо верует,что перст Бога управляет всем творением Его, ничем не
бывает обеспокоен. Во времена искушений, когда так помрачен человек, он
должен окунуться в молитву и не отводить взор свой до тех пор, пока не
придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной
вере. Человек надеящийся только на свои силы слаб и немощен.
А у Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала,
чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Когда сокровенный и
всесильный перст Божий возбудит в человеке то святое побуждение к вере,
которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда человек находится
в опасности или горе, тотчас кажется ему, будто тысяча вооруженных людей
окружает его и охраняет его, и ангелы поддерживают и помогают ему; ибо
немедленно множество свидетельств возбуждается внутри него, которые суть
дивные и благие помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку, и о
том, сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, и как
непередаваема велика любовь Его, так что нет уже для него нужды бояться ни
слабости своей, ни потерь своих, ни человека, ни демонов, ни дикого зверя,
ни пресмыкающегося.
Опять же, когда в результате некоего небрежения помрачается человек и
иссыхает в нем этот святой свет, тотчас отбегают и скрываются от него все
эти дары. И, может быть, святое осенение производит это, чтобы не
превозносился человек в сознании своем и чтобы понял он, что не ему
принадлежат эти мир и покой. Хотя по временам покидает оно его, так что
становится человек слабым и немощным, оно затем снова поддерживает и
укрепляет его. Но не то, чтобы оно на самом деле удалялось от него в такие
времена, когда происходит с ним эта перемена; скорее, вовсе не удаляясь от
него, оно словно удерживает себя, не позволяя пробудиться этим святым
движениям вспоможения и утешения. И тогда тотчас ослабевает душа и страдает.
Но потом снова являет оно себя душе сокровенным образом, и душа приобретает
силу, радуется и укрепляется.
Такими переменами бывает научаема блаженная душа, ведомая божественным
промышлением. Эти изменения происходят в человеке для того, чтобы постоянно
пребывал он в смирении. Таким вот образом во все времена и на всех этапах
жизни помощь и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает, что
воздвигаются в нем бури против целомудрия и кротости; бывает, что сменяются
состояния радости и уныния. По временам бывают у человека светоносные и
радостные состояния, но вдруг опять появляются туча и мрак. Иногда нечто
открывается ему в таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие
перемены переживает человек, который пребывает и в служении Богу. Иногда
ощущает он помощь от божественной силы, которая внезапно появляется в уме;
иногда же испытывает он противоположное ощущение, цель которого - в том,
чтобы осознал человек немощность естества своего в отдалении, и сколь слабо
его человеческое естество, немощно, неразумно и младенчественно, и вместе с тем,
по устремлению к Божией воле, сколь молниеносно поднимается оно в знании и
ощущении своем на славные и чудные высоты.
Бог никогда не перестает любить людей. К каждому, кто сделал всего один шаг
к Богу, Бог делает десять шагов навстречу. Каждый же, кто сделал выбор в пользу
зла добровольно сам себя лишает Божьего милосердия. Не бывает другого греха,
кроме как отдаление от Бога в сердце своём. Любовь которая для
праведников в раю является источником блаженства и утешения, для
грешников в аду становятся источником мучения так как они сознают себя
непричастными ей. Настоящее мучение в аду заключается не в горении на огне
материальном, не в каком-либо физическом страдании, а в муках совести,
которые испытывает личность, понимающая, что он или она отвергли Божью
любовь.
Теперь, однако, с благодатной помощью Божией, закончим об этом и приблизимся
к богатству естества Его, к океану творчества Его и к волнам и великолепию
бытия Его.
PS: оригинал
http://www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_09.html