Они утверждают, что стали заложниками концепции, поделившей Тель-Авив на разные полюса. Есть благополучные север и центр, все же остальное - неблагополучный юг. Иными словами: задний двор, куда сметают мусор и бросают ненужные вещи, чтобы не портили вид с парадной стороны. Девять жителей Южного Тель-Авива, представляющие районы ха-Тиква, Шапира, Нефе-Офер, Неве-Шаанан, Яд-Элиягу, Флорентин, Кирьят-Шалом и Яффо, решили изменить ситуацию раз и навсегда. Среди них люди разных профессий: телевизионщик, учитель, адвокат, шеф-повар, издатель и другие. Светские и религиозные, мужчины и женщины, молодые и пожилые, «правые» и «левые».
Столь разные по своим убеждениям и образу жизни люди несколько месяцев назад объединились, чтобы выжить и защитить своих детей в той непростой ситуации, в которой они оказались в последние годы. Каждый из них на протяжении многих лет занимается в своем районе общественной деятельностью на добровольческих началах, пытаясь решить проблемы, которые испокон веков присутствовали в районах бедноты. Но на сей раз ситуация вышла из берегов.
Вот события всего лишь одного утреннего часа, о которых рассказывает один из религиозных жителей Южного Тель-Авива: «В 6 утра я шел в синагогу на утреннюю молитву мимо школы «Шорашим» в районе Шапира и заметил за зданием группу эритрейцев, которые дрались не на жизнь, а на смерть, размахивая ножами. Один уже лежал в луже крови на асфальте, судя по всему, мертвый. Я тут же позвонил в полицию, сообщил об убийстве и стал ожидать в стороне прибытия патрульной группы, которой я мог понадобиться в качестве свидетеля. Полиция на место убийства не явилась, хотя от станции на улице Левински езды пять минут. Прибыл только амбуланс. Я позвонил в полицию снова и сказал, что убийцы все еще крутятся здесь, и я могу их опознать. Мне ответили, что они уже в пути. Я прождал напрасно еще какое-то время и пошел на молитву. Человек, у которого был ключ, еще не подошел, пришлось ждать у входа, уворачиваясь от бутылок, которые пьяные эритрейцы бросали в сторону синагоги. В довершение ко всему уже в середине молитвы с улицы вошла наркоманка...»
- Проблемы в наших районах были всегда - преступность, проституция, наркотики, нищета - говорит мне Сюзи Коэн из района Кирьят-Шалом, - но мы худо-бедно как-то с ними справлялись. После того, как Южный Тель-Авив заполонили тысячи бездомных и безработных нелегалов из Африки, которыми никто не занимается, мы вынуждены вести настоящую войну за собственный дом, - говорит. - Их везли сюда на протяжении трех лет с юга, где они перешли границу, выдавая билет на автобус в один конец до тель-авивской Таханы Мерказит и никак не решая их проблему. Мы кричали об этом на всю страну, устраивали демонстрации. В результате забор на границе, наконец, достроили, перекрыв доступ в страну очередным нелегалам. Но что делать с десятками тысяч тех, которые уже находятся здесь? Их просто бросили на произвол судьбы в Южном Тель-Авиве, где и своих проблем хватает. Парки, в которых прежде гуляли наши семьи, заняты суданцами и эритрейцами, которые здесь спят, устраивают пьяные драки, так что с наступлением темноты на улицу страшно выходить. Садики переполнены из-за детей нелегалов. У этих людей нет шансов стать гражданами, им некуда идти, не на что жить. Мы не способны справиться в одиночку с этой проблемой и несколько месяцев назад решили объединиться, несмотря на разность своих взглядов и образа жизни. Нам не нужны разовые подачки: еще один парк, или еще один клуб в Южном Тель-Авиве. Пришло время покончить с дискриминацией в нашем общем доме Тель-Авиве, где руководство города, заботясь о благополучии фасада (центральной и северной части), заметает все проблемы на задний двор (в южную часть), не замечая, что ситуация достигла критической точки. Мы хотим добиться смены старой концепции. Южная часть города ничем не хуже северной и центральной, здесь живут такие же люди, такие же граждане Израиля, как и все. Для начала в общественный совет города должно войти как можно больше представителей из районов Южного Тель-Авива, чтобы наш голос был, наконец, услышан. Чтобы человек, перейдя улицу Менахем Бегин в Тель-Авиве, не испытывал ощущения, будто он попал «в другую страну», существующую внутри большого мегаполиса. Если все и дальше будет пущено на самотек, люди просто начнут бежать из Южного Тель-Авива, многие уезжают отсюда уже сейчас.
- Я бы хотел предложить министру внутренней безопасности, навещающему в больнице раненых при исполнении воинского долга пограничников, так же навестить и пострадавших от насилия африканских нелегалов жителей Южного Тель-Авива - пожилую женщину, женщину-инвалида и других, которых его ведомство не смогло защитить. Чтобы он хотя бы объяснил им, почему это до сих пор невозможно, почему в самом сердце города по-прежнему небезопасно? - говорит школьный учитель Хаим Горен, преподающий в одной из школ ха-Тиквы и живущий в районе Шапира.
Хаим подтверждает слова Сюзи Коэн о том, что южная часть города и прежде все получала по остаточному принципу, цифрами: из 25 тель-авивских тихонов лишь четыре расположены в южных районах, где проживают 150 тысяч жителей. Остальные находятся на севере и в центре.
Он упоминает и другие факты: при том, что здесь достаточно ветхих домов и свободных участков, новое жилье почти не строится, и о проектах «пинуй-бинуй» и ТАМА-38 речи не идет. До нынешнего лета традиционный тель-авивский фестиваль «Белая Ночь» до пределов Южного Тель-Авива не распространялся.
- Почему наши дети, которые хотят учиться в школе более продвинутого уровня, должны ехать каждое утро на учебу в другую часть города? - спрашивает он. - Почему на севере возводят красивые дома-башни, продвигают проекты ТАМА-38 и «пинуй-бинуй», и не делают этого здесь? Между тем, подобная застройка могла бы существенно изменить облик района, привлечь сюда больше студентов которые хотели бы жить поближе к центру, но не в силах оплатить там квартиру. Из наших районов можно легко и быстро добраться до любого тель-авивского вуза: достаточное количество недорогих квартир могло бы решить их проблему.
В отношении культурных мероприятий мы тоже «на задворках» большого города, - продолжает он. - В прошлом году, когда повсюду проходил фестиваль «Белая ночь», мы устроили в знак протеста свой собственный фестиваль в Южном Тель-Авиве, назвав его «Черная ночь», где выступали наши музыканты и певцы. Мы хотели обратить внимание руководства города на то, что с его легкой руки город поделился на две части - парадную и задний двор, «белую» и «черную». И результат не замедили себя ждать: в этом году фестиваль «Белая ночь» затронул и наши районы. По крайней мере, здесь с дискриминацией было покончено!
Я думаю, что руководство города имеет большую силу влияния не только на своей территории, - заключает Хаим, - мэр Тель-Авива может потребовать от правительства и членов Кнессета решить проблему Южного Тель-Авива, где африканские нелегалы начинают вытеснять граждан страны. Все труднее найти съемные квартиры, все меньше остается мест в садиках для наших детей, а здешние владельцы магазинов вынуждены их закрывать. Во-первых, по причине безопасности. Во-вторых, не выдерживая конкуренции с нелегальными африканскими бизнесами: с тех, в отличие от граждан страны, не потребуешь налога, не обложишь штрафом по любому поводу. Чужак не обивает пороги, добиваясь разрешений на открытие бизнеса. Он его просто открывает на освободившемся от прежнего владельца-израильтянина, месте. Полиция и муниципальные инспектора закрывают одни нелегальные торговые точки, а через некоторое время в том же районе появляются новые. И это происходит постоянно...
Фото инициативной группы Южного Тель-Авива
PS По просьбе инициативной группы передаю их приглашение всем неравнодушным жителям районов Южного Тель-Авива присоединиться к ним, чтобы начать борьбу за изменение ситуации в этой части города
Шели Шрайман, опубликовано в газете "Вести"