Оригинал взят у
vaduhan_08 в
ВЕЛИКИЕ ДОРОГИ. Московское шоссе.В 1836 году было закончено строительство Московского шоссе, но мало кто знает, что шоссе связало не только Санкт Петербург с Москвой, но и протянулось до Нижнего Новгорода. Открытие движения было приурочено к открытию Нижегородской Ярмарки, которую к этому времени построил Бетанкур с Монфераном.
Бетанкур как раз был "министром" путей сообщения!
Как мы себе представляем русские дороги начала 19 века? Ну я вот например представлял раньше вот такую дорогу...
По ней утопая в грязи плетется телега, ну или карета, мужики в лаптях периодически вытаскивают её из грязи, ямщик на облучке, в тулупе, красном кушачке... и так далее.
Где и как проходила это "шоссе" в истории как бы не известно, ну от Петербурга до Москвы вестимо.
Но вот совсем недавно мне попалась на глаза карта окрестностей Санкт-Петербурга от 1831 года -
http://vaduhan-08.livejournal.com/237036.html На листе номер шесть с изображением местности, возле Царского села есть длинная прямая полоса или линия в правом углу по диагонали.
Я сел сравнивать изображение местности на карте со спутниковыми картами и оказалось, что эта линия есть то самое Московское шоссе, которое совсем не изменило своего положения!
Сделаю лирическое отступление...
Есть такая тема в альтернативной истории как разметка земли, где рассматривается возможность проведения разметки поверхности, или даже тайги, просеками на многие сотни километров без учета рельефа местности, выдвигаются массы гипотез что это старые дороги и прочее, скептики говорят что это современные просеки для ЛЭП или дороги нефтяников или геологов. Вот для ознакомления с несколькими версиями -
http://vaduhan-08.livejournal.com/211694.htmlЯ благодаря читателю могу дать ссылку на более подробный вариант этих карт где можно все рассмотреть с подробностями: Alexander Alexander - 1817 год на retromap.ru
http://retromap.ru/m.php#l=1418171&z=10&y=59.863802&x=30.108267Там полно всяких "просек" и разметки будущих кварталов, каналов и прочих пока непонятных мне элементов. Карта как бы сдвинута по полюсу мальца. Но я не силен в компьютерных штучках и совместить старую карту и современный вид не смог, если кто это сделает буду очень рад!!!
Ну так вот давайте снова вернемся к Московскому шоссе 1836 года постройки!
Тут есть один очень интересный нюанс, я постараюсь к нему подвести потихоньку и логически...
Дам историческую справку - "Строительство шоссе с 1 января 1817 года было возложено на Главное управление путей сообщения. Возглавил эти работы инженер генерал-майор А. П. Вельяшев. В 1821 году на этом посту его сменил инженер Ф. П. Матушевич. Возведением всех искусственных сооружений (мостов, труб и т.д.) на Московском шоссе ведало специальное управление, видную роль в работе которого сыграл подполковник К. Я. Рейхель. По его проектам и под его руководством были построены выдающиеся инженерные сооружения того времени - мост через Волхов в Новгороде (Волховский) и через рукав этой реки (Мало-Волховский). Работы по сооружению Московского шоссе были завершены в 1834 году." от сюда...
http://рустрана.рф/article.php?nid=25520Однако про участок - Москва Нижний Новгород сведений мало и они противоречивые, но в общем к 1836 (1837) году дорога уже была! Еще один важный момент дорога была с гравийным покрытием!!!
Все читатели ездили по дорогам и знают что участок дороги прямой как стрела на многие километры это редкость, особенно если дорога идет по пересеченной местности богатой речками оврагами и болотами. Дорога М5 от Нижнего Новгорода до Москвы идет именно по пересеченной местности да еще и с болотами... но на этой дороге есть участки прямые как стрела на многие десятки километров.
Безусловно можно сказать, а какое отношение имеет сегодняшняя современная дорога М5 к той старой дороге?
Тут нам на помощь приходит еще одна дорога, очень известная - Николаевская железная дорога. Ходит историческая байка что эта дорога прямая потому, что царь взял да и проложил её по линейке, плевать ему было на крестьян, которые там будут загибаться в болотах! Да еще, есть там один изгиб, который оставил палец императора!
На самом деле изгибов там особых нет. Вот с этого места начинаются танцы с бубном! История про загиб исходит от варианта строительства дороги с заходом в Новгород, не про Нижний Новгород тут речь, а про Новгород типа Великий который на Волхове! Но царь сказал стройте прямо! Прямо это как раз Нижний Новгород. Тут дело в том что история шоссе и история ЖД дороги так переплетаются что бывает авторы путаются что там кто когда строил. Особенно если речь заходит об участке Нижний Новгород Москва. Вот например есть такая фраза - По воспоминаниям А. И. Дельвига, к изысканиям приступили летом 1857 года; при прокладке трассы изучались проект и сметы, разработанные Вонлярлярским, а также использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва - Нижний Новгород в 1845 году.
Хотя в большинстве источников про строительство шоссе говорится о 1836-1837 годах.
Что интересно сейчас прямой является ЖД от Москвы до Петербурга, а вот шоссе петляет и заходит в Великий Новгород, а на участке от Москвы до Нижнего Новгорода петляет наоборот ЖД, а вот шоссе идет на многих участках по прямой не взирая на овраги!
На старой карте и на современном варианте на подступах к Царскому селу и жд и шоссе сливаются в одну линию и эта линия точно соответствует той линии что идет на старой карте!
Если доверять старой карте а вернее году её выпуска то логично предположить что та старая шоссейная дорога использовалась для прокладки ЖД дороги, пусть не везде но в основном! До Москвы, а вот от Москвы до Нижнего сохранилось старое шоссе которое модернизировалось, но в общем то не менялось!
Не знаю что проще построить ЖД или шоссе пусть и с гравийным покрытием но вот то что дорога проложена по линейке и во многом соответствует старой карте на которой есть множество других дорог так же идущих по ленейке вызывает массу вопросов по поводу технических возможностей начала 19 века!
Мы знает что такое "Римская дорога"
Но ведь эту дорогу так же можно назвать дорогой с гравийным покрытием, ну условно хотя бы!
А вот дороги ЖД, они то же как бы с гравийным покрытием.
В истории Николаевской дороги есть интересный момент, что сначала её планировали как просто дорогу по которой собирались пускать "поезда" дилижансов. Споры шли что мол зимой её заметет и поезда сойдут с рельс!
Вот например один из мостов Московского шоссе.
В чем тут подвох? В технологиях строительства! Либо это вот такая дорога, как у Шишкина на картинах - грязь и канавы, гати там всякие и строят её вот так...
Либо это шоссе и строят её экскаваторами и паровыми машинами тысячи людей и по сложности работы такая дорога мало отличается от современных. Протяженность, прямота и природные условия обязывают! Либо это байки и в 1830 году, до появления паровых машин и прочих экскаваторов ей построить не могли!
Однако есть еще один вариант развития событий - все эти дороги построили после 1853 года и построили с применением паровых машин и прочего как раз к открытию Ярмарки 1861 году, а к Выставке в НИжнем Новгороде все закончили в 1891 году до Урала, ну а дальше начали транссиб строить!
И не было ни каких Бетанкуров и Монферанов, нет они конечно были только звали их по другому... а эти чудо богатыри ушли в прошлое, что бы оно стало славным и великим!
Вся эта история с дорогами упирается как не странно во Всероссийскую промышленно - художественную выставку в НИжнем Новгороде, крупнейшую в мире!!! Крупнее была только в Чикаго... ( ну может в Сан-Франциско :::-))))
ТО есть вопросов стало еще больше, нужно разбираться в этом периоде - 30 годах 19 века. У меня просьба к читателям... я дал ссылку на карту, где есть возможность посмотреть в хорошем разрешении, вот было бы здорово наложить старую карту на современную и посмотреть не только дороги, но и другую разметку!