О событиях в Египте (обзор публикаций)

Feb 06, 2013 11:29





События в Египте постепенно занимают центральное место в анархистских и левокоммунистических новостях. Произошло то, о чем сторонники социально-революционных взглядов писали еще год назад, когда началась революция в Египте - величайшее событие в современном мире. С одной стороны, большой вес и влияние приобрели группировки исламистов, ихванисты (братья-мусульмане, БМ) и салафиты, в Египте президент-ихванист, Мурси. С другой стороны, многие обещания, которые ихванисты раздавали перед выборами, оказались блефом. Эти партии бюрократов финансируются местным бизнесом и капиталом стран Персидского залива, прежде всего Кувейта и Саудовской Аравии. О благе своем и своих спонсоров руководители салафитов и ихванистов пекутся прежде всего.

Положение социальных низов, бедноты, промышленных рабочих, наемных работников, занятых интеллектулаьным трудом, студентов и ряда других категорий населения не улучшилось, экономика страна находится в тяжелом состоянии.  Разговоры о прекрасном исламском будущем вылились в принятие конституции, которая ущемляет права светского населения и христиан; излишне говорить, что от этого социальное положение мусульманского большинства никак не изменилось в лучшую сторону (а ведь перед выборами ихванисты обещали полную поддержку и уважение религиозному христианскому меньшинству, коптам, составляющим, между прочим, около 10% населения 90-миллионной страны). Обещания народовластия вылились в концентрацию власти в руках нового президента, которого стали называть "фараоном", и в полицейские репрессии против несогласных. Все вместе привело к тому, что гнев светской части общества, части социальных низов и некоторых других категорий населения выплеснулся на улицы, где безработная молодежь, студенты и группировки анархистов и леваков противостоят полицейским и поджигают офисы исламистов.

Поскольку анархистский Черный Блок превратился чуть ли не в ведущую силу этих выступлений, или, по крайней мере, в их боевое крыло (он называет себя "анархистской милицией, созданной для охраны протестующих от ихванистов и полиции"), то тема, естественно, стала занимать особое место на анархистских и левкомовских сайтах.

У израильских анархистов из Единства интересная ссылка на заметку "Уроки Египетского Восстания:создание коммун, стратегия и солидарность" (1).Автор заметки пишет о необходимости позитивной практики и теории, вырастающих в ходе восстания в Египте, которое он сравнивает с греческим восстанием 2008 г и другими спонтанными выступлениями. В ходе  таких выступлений люди самостоятельно создавали социальные центры взаимопомощи и силы самообороны. Выход видится автору в захватах городских пространств, продовольствия и т.п., и в создании сети коммун. Этот "коммунитарный" анархистский революционный проект, по его мнению, должен быть вплетен в повстанческую тактику, став основой новых общественных отношений в Египте, а так же примером для остального мира. Мне, однако, не совсем понятно, как практически это должно выглядеть. Черный Блок создан небольшими группами анархистов, которые выступают в роли ядер самоорганизации - вокруг них группируются их друзья, родственники, городская молодежь и футбольные фанаты. Но в блоке пока сравнительно мало людей. Кроме того, в заметке не указано, имеются ли в современном Египте конкретные примеры создания коммун.

На сайте Группы Коммунистов-Максималистов (левкомы) размещена статья "Бунт XXI века" (2). В ней содержится подробный анализ египетской революции и социально-экономической ситуации в стране. Кризис исламистского правления воодушевляет авторов, а возможное будущее видится им в соединении молодежи, группирующейся вокруг анархистов, с радикализирующимся пролетариатом промышленных центров страны и с последующим созданием рабочих советов для организации стачек, вооруженной самозащиты трудящихся и финального взятия в свои руки всей полноты хозяйственной и политической власти в стране.

Однако, все эти отзывы и оптимистические прогнозы о коммунах или о рабочих советах (к слову, указанные проекты, будь они реальны, могли бы дополнить друг друга) указывают скорее на желаемое, чем на реальное будущее. Влияние ихванистов и салафитов в обществе все еще очень велико (исламистскую конституцию поддержало большинство египтян) и опирается на систему социальных центров поддержки и взаимопомощи, которую исламисты создавали десятилетиями (в том числе на деньги спонсоров из стран Персидского залива). Их практика включает в себя помощь беднякам, продовольственные раздачи и пр. Кроме того, опора исламистов в том глубоком идейном конфликте, который развернулся в прошлом между более-менее светскими руководителями Египта, проводившими модернизацию страны в духе Запада и развивашими светское образование и традиционно-мыслящей частью населения. А последняя составляет, может быть и большинство, и надеется, что исламское правление, "как-нибудь естественным образом" улучшит ее положение.

Конечно, социально-экономический кризис способен подрубить любую власть за несколько лет или даже в считанные дни. Причем, чем больше надежды, которые возлагали на нее, тем острее будут разочарование и гнев.  Духовный авторитет ихванистов не стоит преувеличивать - достаточно посмотреть на Иран, где население крупнейших городов все более критически относится к господству поборников исламского государства - постепенное развитие промышленности, науки, образования, рост информированности о мире, наконец, естественная усталость от навязанных внешних правил поведения, делают свое дело. И все же, социальная и духовная основа для правления братьев-мусульман создавалась даже не годами, а десятилетиями.  Чтобы создать прочную жизнеспособную альтернативу (экономическую, политическую, идейную) так же потребуются годы или десятилетия.

1. http://vk.com/unity_edinstvo_ahdut

2 http://levcom.org/?q=content/bunt-xxi-veka

Анархизм, Египет

Previous post Next post
Up