Jan 27, 2013 14:27
Левые (социалисты) бывают разные (например, авторитарные и неавторитарные, т.е. сторонники государственного контроля и сторонники самоуправления) и для меня это понятие лишено смысла. Однако, правда в том, что в т.н. левых группах есть похожие явления, тенденции, настроения. Замкнутость, радикальный разрыв между революционными лозунгами и унылой реальностью, отсутствие реального большого дела, ведут к душевному нездоровью и дурно сказывается на поведении и ментальности людей, ведут деградации, интригам и нелепым разборкам из-за 25го пункта программы, к разрушению личности, приходящей либо к узколобому фанатизму, либо, в результате разочарований, к цинизму.
Когда авторитарные революционеры-государственники начала 20го века говорили, что трудящиеся способны сами дойти только до тред-юнионизма, и лишь правильная партия выражает подлинные (государственно-социалистические) интересы масс, это было вредной и ошибочной идеей, но звучало серьезно в устах вождей влиятельных группировок. Но когда подобные вещи говорят представители микросекты из 10 человек, сказанное звучит настолько нелепо, что может быть охарактеризовано либо как циничная шутка, либо как фанатизм, доходящий до слабоумия (к сожалению, у антиавторитарных социалистов и анархистов так же могут звучать нелепости, пусть и другого рода).
В то же время, я видел в этой среде людей очень крупных, которые в иной исторической обстановке были бы способны на многое, если не на все. Но в услових микросект такие со временем обречены либо на деградацию, либо на уход.
У революционных течений начала 20го века все это тоже имелось - фанатизм, разочарования, внутренние дрязги, нелепости, интриги. Но все отступало на второй план, постольку, поскольку на первом плане - великие события, участниками которых становились эти люди.
Пожалуй, современные "левые" скорее похожи на революционные группировки начала 20го в. в эмиграции. Там тоже не было почти никакой реальной политической работы у многочисленных активистов, поэтому интриги, дрязки и ссоры начинали определять собою их жизнь, а на место широкого виденья истории приходили партийные склоки и партийная узость.
Но, с другой стороны, вовлечение микрогрупп (в тех случаях, когда они еще не подверглись сектантскому разложению) в широкую деятельность, в работу социальных инициатив, в более-менее перспективные агитационные проекты, в массовые общественные движения и т.п. может дать им (микрогруппам) жизнь и предотвратить многие из указанных опасностей.
Анархизм