Leave a comment

black_robed November 26 2012, 18:23:05 UTC
Да, возможная победа правых эсеров - хорошая и практически безграничная тема для альт. истории. Но тут сразу возникает масса вопросов. Во-первых, в какую сторону происходила бы эволюция ПСР, окажись она партией власти? Не исключено, что вправо, даже в сторону некого социал-консерватизма (определенные тенденции такого рода наметились уже в 1917 году). К тому же надо учесть, что в ПСР, как в партию власти, непременно бы устремилась масса карьеристов и просто случайных людей (в т. ч. более или менее явных националистов, причем в цент. России - великорусских, а на периферии - националистов нерусских народов)) ). Все это не могло бы остаться без последствий. Во-вторых, что значит полуторопартийная система? ПСР + меньшевики в качестве младших партнеров по коалиции? А куда денутся большевики? Ленин, Троцкий, с их неуемной энергией? Или тоже войдут в коалицию? С левой оппозицией в таком альтернативном мире более-менее ясно: часть большевиков, не пожелавшая войти в коалицию, левые эсеры и анархисты. А правая? Понятно, что у либералов особого влияния не будет. Но вот наверняка возникнет правое, фашистско-черносотенное подполье, связанное с нарождающимся фашистским движением в Европе. Сыграет ли оно какую-то роль? И наконец, самое главное, пожалуй. Пережил бы эсеровский режим великий кризис 1929 года? Сомневаюсь. Ведь в течение 20 - 30-х годов практически во всех странах Южной и Восточно-Центральной Европы (странах, сходных с Россией по социально-экономическим показателям, даже несколько более продвинутых) установились фашистские или авторитарные режимы разной степени репрессивности. А учитывая российские традиции авторитарной государственности, трудно представить, что эти веяния обошли бы эсеровскую Российскую демократическую республику (или как бы она у них называлась) стороной. Так что вполне возможно, что где-то году в 1930 случился бы государственный переворот, но это уже совсем другая история...

Reply

shraibman November 27 2012, 07:50:10 UTC
Да, возможная победа правых эсеров - хорошая и практически безграничная тема для альт. истории. Но тут сразу возникает масса вопросов. Во-первых, в какую сторону происходила бы эволюция ПСР, окажись она партией власти? Не исключено, что вправо, даже в сторону некого социал-консерватизма (определенные тенденции такого рода наметились уже в 1917 году). К тому же надо учесть, что в ПСР, как в партию власти, непременно бы устремилась масса карьеристов и просто случайных людей (в т. ч. более или менее явных националистов, причем в цент. России - великорусских, а на периферии - националистов нерусских народов)) ). Все это не могло бы остаться без последствий.

Коммментарий
Все это совершенно верно, но есть и другие, более значительные факторы, которые определили бы постепенное правение эсеров. Это ориентация на международный союз с Антантой, зависимость от иностранных инвестиций, союз (в той или иной форме) с крупным бизнесом (напомню, ПСР выступало за сохранение частного капитала в городах), неизбежное занятие партией власти государственно-охранительных позиций, постепенное врастание в рынок и капиталистическое перерождение крупных кооперативных крестьянских союзов, связанных с партией (об этом писал еще народнический экономист Чаянов). Наконец, не стоит забывать, что сама партия эсеров зависела от миллионов магната, чайного короля Давида Высоцкого, а ее верхушка состояла из менеджеров или родственников этого человека.

Во-вторых, что значит полуторопартийная система? ПСР + меньшевики в качестве младших партнеров по коалиции? А куда денутся большевики? Ленин, Троцкий, с их неуемной энергией? Или тоже войдут в коалицию?

Комментарий
Ленин и Троцкий и их наиболее решительные сторонники были бы уничтожены эсерами, получившими огромную незбылемую опору в виде абсолютного большинства населения России, подобно тому, как в республиках Прибалтики местные режимы, опиравшиеся на вооруженное крестьянство, разгромили оппозицию. Примером такого рода является Прибалтика.
Оставшиеся в живых большевики стали бы на умеренные позиции, на каких они и стояли до апреля 1917 г, и вписались бы в официальную политику, в качестве младшего партнера эсеров, либо вежливой парламентской оппозиции. Так же и с меньшевиками.
Но было бы левое подволье из радикальтных анархистов, левых эсеров, мкксималистов и левых большевиков.

С левой оппозицией в таком альтернативном мире более-менее ясно: часть большевиков, не пожелавшая войти в коалицию, левые эсеры и анархисты.

Комментарий
Согласен.

А правая? Понятно, что у либералов особого влияния не будет.

Комментарий
Нет, это не очевидно. Выборы в Учр собрание стали, как ни странно, успехом партии кадетов. Эта партия могла бы занять нишу либеральной оппозиции, опиравшейся на часть городской буржуазии и интеллигенции, либо либерального младшего партнера по коалиции с ПСР. Или чередовать это.

Но вот наверняка возникнет правое, фашистско-черносотенное подполье, связанное с нарождающимся фашистским движением в Европе.

Комментарий
Весьма вероятно.

Reply

shraibman November 27 2012, 07:55:14 UTC
Ведь в течение 20 - 30-х годов практически во всех странах Южной и Восточно-Центральной Европы (странах, сходных с Россией по социально-экономическим показателям, даже несколько более продвинутых) установились фашистские или авторитарные режимы разной степени репрессивности. А учитывая российские традиции авторитарной государственности, трудно представить, что эти веяния обошли бы эсеровскую Российскую демократическую республику (или как бы она у них называлась) стороной. Так что вполне возможно, что где-то году в 1930 случился бы государственный переворот, но это уже совсем другая история...

Комментарий
Дело в том, что сам эсеровский режим был бы весьма авторитарным. Это была бы не классическая парламентская система, а полуторапартийная система, наподобие правления ИНК в постколониальной Индии, Христианских Демократов в послевоенной ФРГ, лейбористов в Израиле (с 1947 по 1977), ЛДП в Японии.
Есть реально одна крутая папртия, которая всех строит, и все понимают, что она рулит. Но есть мелкие разные партии, им позволено выступать на выборах, вежливо критиковать правительство в прессе, но все понимают, что им не дадут победить, по многим причинам. Парптия власти имеет колоссальный ресурс поддержки в массах, вся система социальных лифтов и экономического протекционизма идет по партийным каналам, почти все СМИ контролируются руководящей партией, лидерами оппозиции становятся только чмошники, а слишком ярких оппозиционеров либо отсекают, либо интегрируют в систему.

Reply


Leave a comment

Up