Aug 04, 2012 22:25
Конфликты вокруг Пусси Райот и патриарха привели к серьезным переменам, породили острую дискуссию о судьбах христианства, о роли церкви в российской истории, в прошлом и в настоящем. Впервые за последние два десятилетия критика церкви достигла небывалой остроты, широко разлилась в обществе.
Сторонники церкви, строго говоря, выдвигают лишь один понятный аргумент в свою пользу. Они утверждают, что если бы не церковь, Россия осталась бы дикой языческой страной, незнакомой с глубокими философскими и духовными прозрениями, с высокой нравственностью. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики.
Индия дает пример общества, чья языческая культура развилась до осознания глубочайших истин человеческого бытия, общества богатого замечательными мыслителями, философами и учителями нравственности. А ныне Индия является одной из наиболее быстро развивающихся стран Азии. Конечно, страна знакома с жестокими обычаями, например с кастовой системой, неравенством, с патриархальным угнетением женщины. Однако, в истории Индии имелись и влиятельные силы и мыслители, критиковавшие указанные обычаи и выступавшие за строгое равенство людей. К этому стоит добавить, что христианская Россия знала не меньше ужасов и примеров варварского обращения с людьми, чем языческая Индия.
С другой стороны претензии иерархов церкви и их защитников на роль учителей нравственности, мягко говоря, удивительны. Не может учить нравственности тот, кто создал авторитарную организацию, ворочающую огромным имуществом, использующую наемных труд для различных целей, организацию, руководители которой разъезжают на мерседесах и вершат свою политику в роскошных резиденциях, в те времена, когда половина населения страны живет в бедности или нищете. Человек, наслаждающийся роскошью, в то время, как его учитель призывал имеющего две рубашки, отдать одну беднякам, не может выступать с проповедями по телевидению и радио, или с амвона с именем учителя на устах. А если он это делает, вряд ли его проповеди заслуживают уважения.
Россия,
Религия,
Индия