АНАРХИЗМ БЕЗ АНАРХИЗМА

Mar 13, 2012 14:00



Несколько общих соображений о статье М.Инсарова "Революционная работа и псевдореволюционные организации"
 http://komuna.org.ua/?p=844

Ощущение такое, что современный анархизм и коммунизм советов находятся в очень тяжелом положении как общественные течения.  Что происходит и почему, Инсаров показал довольно ярко. Можно было бы добавить по поводу анархизма образа жизни и пр., но не вижу здесь в этом необходимости. Хотя, некоторые утверждения автора кажутся мне чересчур жесткими, возможно  отдельные социально-революционные группы способны длительное время сохранять хорошие отношения и реально участвовать в важных событиях.

Но, похоже, что в будущем, в самом лучшем случае, получим в виде массовых общественных движений "анархизм без анархизма", вроде рабочих советов Венгрии 1956 г или коммуны в восставшем южнокорейском городе Кванджу 1980 г. Там почти никто не знал про анархизм или коммунизм советов, там люди пришли к похожим идеям совершенно  самостоятельно.

Но на общественные течения можно повлиять идейно. С тем, чтобы им не пришлось второй раз изобретать велосипед. Ситуацианистов было очень немного, всего несколько десятков, но их идеи прямой пролетарской демократии, власти автономных собраний трудящихся,  их остроумная критика капитализма оказали большое влияние на французскую революцию 1968 г. Отдельные группы радикалов своими словами и действиями подчас задавали тон и цвет протестных выступлений.

В этой связи любопытной попытка современной французской федерации анархистов FA развивать связи с арабскими анархистскими организациями, пытаться вмешиваться в процессы, которые происходят в арабском мире. Там идут революции, пусть и не наши, но повлиять на них было бы неплохо.

Иногда достаточно, чтобы идеи упали на хорошо подготовленную для этого почву. Египетские, ливийские, тунисские массы получили огромный опыт самоорганизации на своих тахрирах, превращенных в общественные форумы, в Коммуне Бенгази, фактически созданной в первые дни ливийского восстания, в забастовочных движениях, которые весьма активны сегодня в Египте и Ливии, в квартальных комитетах самообороны от бандитов, созданных жителями Каира и т.д..

Сейчас массы идут там за братьями-мусульманами, салафитами, мусульманскими фундаменталистами. Но даже умеренные сторонники фундаменталистов, политологи, выступающие на арабском канале Аль-Джазира, признают, что никаких конкретных программ, рецептов выхода из кризиса, ликвидации громадной нищеты, безработицы, неравенства, никаких экологических программ, необходимых для решения соответствующих проблем, у фундаменталистов нет. Все их влияние строится на пропаганде жесткой мусульманской идентичности и продовольственных раздачах беднякам. Это помогает им выигрывать выборы, но не поможет кардинально изменить положение нищих и голодных. Братья-мусульмане уже заявили, что курс египетского неолиберального режима Мубарака был правильным и ничего менять принципиально они не собираются. Так что теперь они останутся один на один с 90 миллионами египтян, только что совершивших революцию, из которых свыше 40% живут на два доллара в день. С рабочими Махаллы, чьи забастовки и бунты стали первыми искрами революции. С миллионами участников бунтов в Каире и Александрии. С экономикой, потерявшей миллиарды доларов из-за социальных потрясений. Сюда надо прибавить прогрессирующее разрушение окружающей среды и массовый наплыв рабочих-мигрантов из менее обеспеченных стран - это не менее грандиозные проблемы.

Может быть, конечно, и так, что перенос части европейской и американской промышленности в арабские страны поможет решить некоторые проблем. Но это долгий процесс, который растянется на десятилетия, будет сопровождаться кризисами и спадами, ростом неравенства, социальными и экологическими катастрофами. И много ли стоит на этом фоне болтовня фундаменталистов об исламе и традиционных ценностях? Чем они будут людей кормить?

Вполне возможно и вероятно появление в мире новых протестных движений, сдвиг и беднейшего населения и части исламистов в сторону социально-революционных проектов. К этому надо готовиться уже сейчас.

То же самое в какой-то мере относится и к протестным движениям в России, Украине, Беларуси. Это не наши движения, но они дают массам некоторый опыт сопротивления. Не столь радикальный, как в арабском мире, но это то, что есть. Надо работать с ними, сеять семена социально-революционных идей. Мы работаем сейчас на будущее.

Братья-мусульмане 80 лет вели работу в массах, прежде чем добились побед.
В этом (и только в этом) надо с них брать пример!

Россия, Ливия, Анархизм, Египет, Украина

Previous post Next post
Up