В началое 20го столетия леворадикальными антиавторитарными силами была выработана тактика революционного синдикализма. В условиях, когда массовые протесты низового населения в большой степени концентрировались на рабочем месте, революционный синдикализм культивировал прямое действие, т.е. действие самих людей без посредников. Это включало две вещи. Во-первых самоорганизацию (прямая демократия в ходе принятия решений, так создавалась нравственная и практическая основа для будущего общества всеобщего самоуправления) и, во-вторых, действие, не основанных на соблюдении законов государства (считается, что только так на массовом уровне может сформироваться основа для отрицания государственного строя и преодаления страха перед ним).
Этот метод в какой-то мере, работал: создавались огромные организации работников, настроенные довольно радикально. Тем не менее, революционный синдикализм и анархо-синдикализм стали давать сбои. Так во время революции в Мексике синдикалистские организаци перешли на сторону правительства и поддержали расстрелы крестьян, во Франции крупнейшая организация ревсиндикалистов, CGT, поддержала правительство в ходе первой империалистической войны, перешла на патриотические позиции и отказалась по этой причине от радикальной борьбы против "родного" государства. Последним штрихом стал переход миллионой испанской CNT во время революции 1936-1939 гг на сторону республиканского государства, вступление организации в правительство и соучастие в мерах по эксплуатации трудящихся.
Во время революции в Германии и Голландии в 1918-1923 гг появилось новое антиавторитарное радикальное течение - коммунизм рабочих советов. Оно отвергло идею профессиональных организаций рабочих, в пользу контролируемых массовыми собраниями трудящихся фабричных советов и их территориальных объединений. Считалось, что такие структуры являются более боевыми, чем профсоюзы. Они не отделяют друг от друга работников разных профессий, не ограничиваюти себя экономической борьбой, пытаются брать под контроль территорию в ходе восстаний.
В 70е гг 20го столетия нечто подобное пытались делать в условиях подъема рабочего движения итальянские операисты (впрочем, не свободные от влияния ленинизма). Они не только приняли деятельно участие в движении автономных от профсоюзов, выбранных самими работниками, фабричных комитетов, но даже создали собственную альтернативную социологию, которая рассматривала вопросы технического прогресса через призму классового сопротивления на предприятиях.
В условиях сравнительно низкой активности трудящихся в производственной сфере в конце 20го - начале 21го столетий синдикалисты превратились либо в небольшие секты, созданные скорее по идейному, чем по производственному принципу, либо в обыкновенные тред-юнионы. Последние (испанская CNT, итальянский USI, французский CNT- Виньоль) действуют в рамках законов государства (обращения в суд с жалобами на бизнес, на государство (тяжбы с государством за наследство старых синдикалистских революционеров - их великих предшественников, скорбно взирающих из гробов на недостойных потомков) и даже друг на друга в рамках борьбы за бренд с бывшими товарищами. Иными словами, речь идет о пародии на старый ревсиндкиализм, не только в количественном плане, но, и, прежде всего, в качественном.
Коммунисты рабочих советов и операисты превратились либо в небольшие дискуссионные группы, либо в те же самые тред-юнионы, то есть и с ними произошло нечто подобное.
В конце 20 - начале 21 века у части западных анархистов появилась новая, относительно популярная тактика - инсурекционизм - действия небольшими партизанскими группами против органов государственной власти и против бизнеса (она имеет довольно давнюю традицию, но здесь это не имеет значения). Теоретики и практики инсуризма, вроде Альфредо Бонанно, мечтали о переносе подобной деятельности на предприятия и внутрь социальных движений. Но на практике инсурекционизм практически везде превратился в действия небольших, изолированных от общества групп активистов, неспособных дать массам пример борьбы. Никакого массового подполья и партизанских социальных движений, подражающих инсуристам, в городах Европы и Америки не сложилось. Вероятно, поэтому среди инсуристов стали набирать силу анти-общественные идеи (плевать на массы: "быдло" живем по законам капитала, а мы - в свое удовольствие). Инсуризм постепенно превращается, таким образом, в способ прожигания жизни. Это личное дело тех, кто участвует в деятельности инсуристов. Но это не имеет никакого отношения к идее радикальной трансформации ВСЕГО общества, безгосударственного социализма и всеобщего равенства, за которые выступаем мы (впрочем, некоторые анархисты считают, что в Греции у инсуризма есть будущие, но, в любом случае, к России греческий опыт явно не применим, ибо не получил никакой массовой поддержки в последние годы).
Что делать в ходе массовых выступлений, зарождающихся на фабриках, более-менее ясно. Ответ, вероятно, лежит в плоскости коммунизма рабочих советов и операизма - не окончательный ответ, конечно, но, по крайней мере, более убедительный, чем синдикалистский, уж слишком явной выглядит капитуляция даже великих революционно-синдикалистских движений прошлого перед государством.
А вот что делать сегодня, когда активность низового населения выплескивается на митингах, где доминируют демократы и (в меньшей степени) националисты (в некоторых арабских странах - набирающие силу исламисты)? Как практически повлиять на эти народные движения образца 2011 г.?
Нужно продумывать новые практические методы работы с людьми в ходе протестов, подобных нынешним. Вероятно, они заключаются в агитации за прямую демократию и социальное равенство в условиях массовых митингов. Пожалуй, на этот счет в анархистском движении РФ сложился почти полный консенсус. Анархисты приняли участие в митингах протеста в ряде крупных городов. Но такой ответ, данный в самой общей форме, недостаточен, а опыт исторических предшественников не дает ясные ответы на этот вопрос. Нужна широкая деловая дискуссия между анархистами по практическим методам работы в изменившихся условиях.
P.S.
Автор высказывает свое мнение и приглашает анархистов и левых коммунистов обсуждать эти вопросы и делиться своими соображениями.