Судьба Марксизма

Oct 26, 2011 02:48






П.Маттик - один из крупных марксистких мыслителей 20г столетия. Под катом тезисы его статьи "МАССЫ И АВАНГАРД". Полностью текст можно прочесть на сайте СРС. Все же любопытно, насколько разными могут быть интерпретации той или иной философии, идеологии. Судите сами.

Марксизм был доминирующим течением левой социалистической мысли в 20м столетии. Одна его ветвь  - коммунизм рабочих советов: анти-большевистское  течение революционного марксизма, выступающее за самоуправляющуюся ассоциацию трудовых коллективов, как основу будущего коммунистического общества, отрицающее руководящую администрирующую роль партии (меньшинства). Коммунизм советов зародился в крупных промышленных городах Германии и Голландии после первой мировой войны. По своим выводам это течение, объединившее европейских рабочих и небольшое число интеллектуалов, сближается с анархизмом, хотя и не во всем.

Другая, авторитарная ветвь марксизма - социал-демократия - родипась в Западной Европе, превратившись к началу 20го столетия в наиболее мощное социалистическоет течение в Германии и ряде других стран. Социал-демократы выступали за профсоюзно-парламентский путь, реформистское смягчение капитализма путем улучшения условий труда и усиление роли государства в экономике.  Это течение марксисткой мысли было этатистким, государственническим, социализм - конечную цель борьбы оно понимало как централизованное управление экономикой.

Лениниский большевизм - зародилась в России, как местный вариант социал-демократии - реформистский путь для небо был, тем не менее, невозможен из-за жесткой политики русского самодержавия, отвергавшего полноценный парламентаризм. Революционный вариант социал-демократии, тем не менее, так же оказался  государственническим. Основой социализма по мнению большевиков должно было стать рабочее движение, централизованно управляемое партией. Итог - то что получилось в СССР - известен - правящая партийная группировка превратилась в верхушку бюрократии - верховного собственника страны и средств производства, эксплуатируя рабочих и подавляя несогласных с помощью террора.

Если западно-европейская социал-демократия со временем превратилась в часть капиталистической системы, добившись некоторого смягчения эксплуатации работников благодаря парламентско-профсоюзным механизма, то русский большевизм стал преемником русского самодержавия, с его пирамидой бюрократии, беспрекословным исполнением воли самодержцев, жестким подавлением критики и высокой ролью государства в экономике.

Любопытно, что попытки развития большевистских партий на Западе закончились трансформацией европейской ветви большевизма в одну из версий социал-демократии. Зато, большевизм дал неожиданные всходы в соседнем с Россией Китае, в виде маоизма. Последний сделал ставку на крестьянское, а не рабочее восстание, что для исторического марксисзма было бы дикостью. Маоизм, не отрицавший руководящую роль партии, победив, привел к результатам, схожим с СССР, наследуя традиции азиатского деспотизма Китая - аналогичные процессы имели место в Корее и Вьетнаме. Существует точка зрения, что в случае Китая и СССР местные версии марксизма привели лишь к обновлению и модернизации традиционных хозяйственных систем, в которых государство играло определяющую роль на протяжении столетий.

Что любопытно: марксизм изначально был прогрессистским учением, приветствовавшим строительство мегаполисов, развитие промышленности, науки и техники. Модернизация - основа всех марксистких течений от коммунизма советов до маоизма.

Но вот маоистское движение распространяется в конце 20го столетия на индийскую глубинку, населенную автономными трудовыми общинами "адибаси", не знающими классового расслоения. Это приблизительно 80 миллионов обитателей лесов, живущих  примитивным аграрным производством и собирательством. Они желают только одного: чтобы корпорации и государство, отнимающие у них богатые минералами территории, землю и лес, перестали это делать. И происходит чудо. Некоторые местные версии маоизма преврающаются в радикальную  и, возможно, антиавторитарную герилью. Больше того. Постанцы ставят целью остановку модернизации и полное уничтожение государства. Они жгут строительную технику, пускают под откос поезда, атакуют чиновников...
(См. http://shraibman.livejournal.com/718291.html )

Как легко человеческое мышление приспосабливает ту или иную систему взглядов к обстоятельствам! Марксизм, ислам, христианство, какой-нибудь будущий, еще не изобретенный - изм, все, что хотите. Об этом всегда следует помнить. Не судите о людях и социальных движениях по названиям. За вывесками может скрываться все, что угодно.

МАССЫ И АВАНГАРД ...После уничтожения феодализма и становления капиталистической промышленности появилась потребность в управлении пролетариатом и в предоставлении капиталистами определённых демократических привилегий. Последние преобразовывали общество в соответствии со своими потребностями. Буржуазный парламентаризм заменил феодальное политическое устройство. Было создано буржуазное государство. Оно стало инструментом для управления общими интересами капиталистического класса и было приспособлено под его потребности.

Теперь приходится считаться с докучливым пролетариатом, чьё участие в борьбе против феодализма было необходимым условием для победы. Однажды впустив пролетариат в историческую борьбу, его уже невозможно было ликвидировать как политическую движущую силу. Но его можно было скоординировать. И это удалось сделать, частично благодаря хитрости, а частично за счёт динамики капиталистической экономики. Рабочий класс подстроился и подчинился новому порядку. Были организованы профсоюзы, чьи ограниченные задачи (увеличение зарплат и улучшение условий труда) могли быть реализованы в условиях развивающейся капиталистической экономики. Рабочий класс, играя по правилам буржуазной политики в пределах буржуазного государства (чья деятельность и формы приспособлены в первую очередь под интересы капиталистов) и в пределах этих ограничений, достиг определённого успеха.

Но таким образом пролетариат принял капиталистические формы организации и буржуазную идеологию. Рабочие партии превратились в подобие капиталистических партий и переняли их корпоративизм, а первоначальные нужды класса были подчинены политической выгоде. Революционные цели были заменены спекуляциями и махинациями за политические позиции. Партия стала иметь первостепенное значение, а интересы рабочего класса были вытеснены непосредственными (ближайшими) целями партии. Где революционная ситуация приводила в движение класс, чья тенденция борьба за реализацию революционных целей, там рабочие партии, «представлявшие» рабочий класс и сами «представленные» парламентскими депутатами, кого парламентёрское положение само по себе вынуждало принять статус посредника и торгаша, подчинённого логике капиталистической системы, никак это логику не оспаривающего.

Создание рабочих организаций в рамках капиталистической логики привело к принятию специализации деятельности профсоюзов и партий, отражающей промышленную иерархию. Менеджеры, руководители и мастера видели в президентах, организаторах и секретарях рабочих организаций своих коллег. Массы членов рабочих организаций, как и массы наёмных рабов на производстве, отдали управленческую власть в руки избранных...

Первый вопрос - это захват власти рабочими. Акцентировать внимание надо на том, что власть должна принадлежать массам (а не партии или авангарду). Коммунизм не может быть построен или реализован партией. Только пролетариату в целом это по силам. Коммунизм означает, что рабочие взяли свою судьбу в свои руки; то, что они отменили зарплаты; то, что они, с подавлением бюрократического аппарата, объединили законодательные и исполнительные органы власти. Единство рабочих означает не священное (ритуальное) объединение партий или профсоюзов, а единство потребностей и схожесть выражения требований в массовых акциях. Следовательно, все вопросы о действии рабочих должны перекликаться с вопросами о развитии автономного действия масс...

Где их партии и профсоюзы бессильны, массы уже начинают выражать свою воинственность посредством диких стачек. В Америке, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Польше развиваются дикие стачки, и этими стачками массы доказывают, что их старые организации больше не пригодны для борьбы. Дикие стачки, однако, не дезорганизованы, как может показаться с первого взгляда. Они осуждены профсоюзными бюрократами, так как эти забастовки организованы вне официальных профсоюзов. Бастующие сами организуют забастовки, так как это старая истинна, что только организованные рабочие массы способны бороться и победить. Они формируют заслоны пикетчиков для блокировки прохода от штрейкбрехеров, организуют стачечные кассы, налаживают связи с другими заводами. Одним словом, они сами руководят своей же забастовкой, организуя ее со своими же товарищами по фабрике. Именно в этих самых движениях забастовщики находят своё единение в борьбе...

Именно деятельность рабочих как организованного класса придает независимым стачкам важность. При помощи системы фабрично-заводских комитетов и рабочих советов, которые увеличивают своё влияние на всё больших территориях, пролетариат создает органы, которые регулируют производство, распределение и все другие функции общественной жизни. Другими словами гражданский административный аппарат лишён всей власти и это способствует установлению пролетарской диктатуры. Таким образом, классовая организация одновременно с функцией борьбы за власть контролирует и управляет производительными силами всего общества. Это является основой сообщества (ассоциации) свободных и равных производителей и потребителей. И именно в этом кроется опасность, представляемая капитализму автономными классовыми движениями. Дикие стачки, неважно какого масштаба - большого или маленького, являются зародышами коммунизма. Небольшие дикие стачки, управляемые самими рабочими в интересах самих же рабочих, показывают в малом масштабе характер будущей пролетарской власти.

Перегруппировка должна быть проведена с учётом того факта, что условия борьбы делают необходимым объединение «законодательной и исполнительной власти» и концентрирование власти в руках фабричных рабочих. Лозунг «Вся власть боевым комитетам и рабочим советам» нельзя сдавать. Это лицо класса. Это дорога к коммунизму. Задача активистов состоит в том, чтобы передать рабочим осознание необходимости в объединении, в организации для борьбы, в необходимости установления диктатуры пролетариата и в понимании экономической структуры коммунизма после отмены заработной платы.

Активисты, которые называет себя «авангардом» имеют те же слабости, что и массы. Они до сих пор верят (хотя признают революционные методы), что профсоюзы и какая-нибудь партия должна управлять классовой борьбой. Но если решающая борьба действительно близится, то недостаточно утверждать, что профсоюзные лидеры - предатели. Очень важно, особенно сегодня, составить план для формирования классового фронта и способов его организации. Надо обязательно бороться против доминирования партий и профсоюзов. Это переломный момент в борьбе за власть.

Полностью текст читаем здесь http://revsoc.org/archives/7306

Индия, Анархизм, большевизм, маоизм, в поисках бытия;), ультралевые, Китай

Previous post Next post
Up