НАШ ПУТЬ

Feb 01, 2011 00:40





Константин Юон. "Новая планета" 1921г.

Эта статья была написана во время грандиозного народного восстания, полыхавшего в Иране в 2009-2010 гг., направленного против фундаменталистского режима Ахмадинежада.  Возможно, она актуальна и сегодня, когда похожие события происходят в Египте. Есть и положительные сдвиги. Иранское восстание находилось в сильной зависимости от его лидеров, относившихся к либеральным фракциям режима муллократов. В Египте - твиттерная революция, начальный толчек которой дали автономные группы недовольных режимом людей через социальные сети интернета. Выше уровень самоорганизации, более значительно участие рабочего класса и меньше влияние организованных авторитарных политических группировок.

Сторонников социально-революционной альтернативы часто спрашивают, почему мы поддерживаем такие движения, как нынешняя иранская революция. Ведь в ходе этого восстания его участники пока требуют лишь смены власти в Иране, замены одного олигарха, связанного с силовиками и с их бизнесом, на другого, связанного с крупными компаниями.

В самом деле: народное восстание в Иране пока не поднялось в плане осмысления ситуации, до уровня 1979 г.  Тогда леворадикальные настроения были настолько сильны, что даже аятолла Хомейни вынужден был говорить о "бесклассовом исламском обществе", а премьер Базарган  возмущался: "Студенты требуют организации советов, рабочие требуют организации советов, и даже некоторые военные хотят,  чтобы армия управлялась советами... забастовочные и революционные комитеты повсюду подменяют правительственные органы, принимая решения, которые не входят в их компетенцию. У каждой мечети есть свой революционный совет. Так что правительство принимает одно решение, а все эти органы - другое".  Вся эта радикальная практика была задушена духовенством, государственной бюрократией и силовиками, и пока она не возродилась.


Но мы относимся к сегодняшнему движению в Иране совершенно так же, как ко многим другим современным протестным массовым выступлениям, большинство участников которых - трудящиеся, студенты, безработные, словом все, кто лишен политической и хозяйственной власти (пролетарии). Речь идет о бунтах в Молдове, Литве, Латвии, о захвате заводов на Украине, во Франции, в США и в ряде других стран. Мы поддерживаем гнев, направленный против власти, поддерживаем возмущение людей массовой безработицей и нищетой и... НЕ поддерживаем конкретные лозунги, лидеров, группировки, которые пытаются возглавить движение, придав ему соответствующую политическую окраску.

Мы должны участвовать в подобных движениях, будь то маленькая стачка или большое народное движение, и указывать на более широкие перспективы борьбы, связанные с радикальной трансформацией всех сфер общественной жизни, всего общественного строя на началах прямой демократии, власти общих собраний трудящихся и подконтрольных им выборных советов.

Массовое общественное движение в России или в Иране, которое добивается смены власти и решения тех или иных социальных проблем, является полем для нашей работы. Мы далеки от чистоплюйства и не верим в возможность стремительного (из ничего) появления чистых и при том массовых социально-революционных движений, нацеленных на создание регулярно функционирующих общих собраний, устанавливающих контроль над всеми сферами общественной жизни.

Великая русская революция 1917-1921 гг. началась с протестов против нехватки продовольствия, с бунтов хлебных очередей. И затем, в течение месяцев, большая часть революционно настроенной массы доверяла либеральным идиотам из Временного правительства. И с октябрем 1917 г. иллюзии не кончились. Некоторое время значительная часть трудящихся доверяла большевикам, считая, что эта партия меньшинства сможет решить все проблемы народа, вместо него самого.

Между мартом 1917 г. и мартом 1921 г., когда моряки и рабочие Кронштадта и крестьяне и рабочие Западной Сибири восстали против большевистской диктатуры "за чистую советскую власть", опиравшуюся на народные собрания - дистанция огромного размера. Эта дистанция должна была быть пройдена. Но она не может быть пройдена мгновенно, потому что большинство людей изменяют свой взгляд на реальность скорее под влиянием реальных событий, трудных опытов и неудач, нежели под влиянием книг и статей. Тем не менее, вряд ли кронштадское и западно-сибирское восстания стали бы возможны без агитации анархистов,с-р максималистов и левых эсеров - сторонников всеобщего самоуправления (антиавторитарного социализма).

Мы не можем создать массовое движение, но мы можем спрямить его путь к подлинной свободе и равенству, поддерживая подлинные социально-революционные устремления (в начале восстания, чаще всего, слабые) словом и делом.

Анархизм, Египет, Иран

Previous post Next post
Up