Во время бунта в Италии
http://rus77-79.livejournal.com/2503715.html?thread=2037283 Массовые протесты, стачки и бунты рабочих и студентов в Греции, Италии, Франции, Великобритании и Испании ставят крест на мифе о золотом миллиарде. В соответствии с этим мифом население богатых стран в целом живет припеваючи за счет эксплуатации бедных стран.
Правда в том, что из экономик европейских государств и США вымываются целые отрасли, мигрирующие в Китай и другие регионы Азии и Южной Америки. Могут спросить: не все ли равно, если значительная часть прибылей, извлеченных транснациональным бизнесом из сверх-дешевого труда китайцев, бразильцев и индонезийцев возвращается в страны первого мира?
Но, какая разница, в какой стране находится банк, вкладывающий средства в спекуляции акциями и недвижимостью, если до европейского и американского рабочего, служащего, безработного эти деньги в настоящий момент не доходят? Экономист Леонид Вальдман, описывая ситуацию в США, отмечает, что в результате симбиоза американской и китайской экономик, переноса производств в Китай, положение огромной части американского пролетариата ухудшилось. Миллионы квалифицированных рабочих и специалистов превратились во временных работников торговых сетей, без квалификации, уверенности в будущем, трудовых гарантий, колдоговоров и пр. Их материальное и социальное положение ухудшилось. С другой стороны, менеджмент стал многократно богаче за счет китайских прибылей, что усилило социальную поляризацию и противоречия между бедными и богатыми. То же самое происходило и происходит в деиндустриализированной Европе: в Англии, Франции, Италии, Бельгии. Исчезают целые сектора промышленности, уходящие в Азию, миллионы людей становятся безработными или временно занятыми.
Этот процесс в какой-то мере компенсировался до кризиса дешевым кредитом, за счет притока денег, что и позволяло говорить об эффективности неолиберализма. Люди брали деньги в долг под смешные проценты, приобретали в рассрочку дома и автомобили, тратили деньги на обучение в престижных ВУЗах. Кончилось все крахом финансовых пирамид, в которые банки инвестировали гигантские средства, кончилось все лопнувшшим спекулятивным пузырем на рынке недвижимости, огромными долгами, потерей жилья, дополнительным ростом безработицы. Масса трудового населения Европы в долгах как в шелках, правительства - тоже. Теперь, чтобы расплатиться с банками и не допустить крушения крупных компаний, правительства субсидируют эти банки и компании за счет урезания социальных расходов. На этом фоне все сказки про золотой миллиард надо оставить архаичным маоистам и русским патриотам. Мои друзья из Греции и Франции пишут о безработице, о страхе, о деквалификации, неуверенности и т.д. В то же время европейский пролетриат демонстрирует сегодня более высокий уровень активности, чем трудящеся в большинстве стран мира.