Пришло письмо от одного человека, который интересовался израильскими анархистами, стоящими на "анти-национальных позициях". Я конечно, вспомнил
fishbi4 . Хотя, вероятно, о его позициях стоило бы спросить его самого
И ответил так:
Я не знаю, что Вы называете "антинациональной позицией". Лично я, признавая безусловное равенство трудящихся людей, вне зависимости от их происхождения, в равной мере признаю право человека считать себя хоть цыганом, хоть китайцем. Я сам не имею этно-идентичности и могу порассуждать на тему критики идентичностей, желательной гибкости и расширения\отсутствия их границ, а равно на тему смены иденичностей или права на полный отказ от них. Но у меня есть знакомые - иранцы и баски, евреи и украинцы, совершенно интернационалистских взглядов, но я знаю, что любая попытка давления на них с целью заставить их отказаться от идентичностей, привела бы к негативным последствиям. У меня самого этно-идентичности нет, она мне безразлична, но не все - такие, как я, и никто не обязан таким быть.
Разумеется, все современные нации являются конструктами, созданными в процессе развития капитализма - конструктами экономическими, социо-психологическими, культурными. Это очень хорошо продемонстрировали современные историки - от Эрика Хобсбаума до Шломо Занда и такова господствующая точка зрения современной исторической науки. Все национальные культуры несут на себе печать эксплуатации, иерархий, жизни разделенного человечества. Ведь именно эти конструкты-нации обеспечивают культурную гегемонию и, в конечном счете, экономическое и политическое господствоо правящих элит. Полная идентификация с современной нацией и ее интересами абсолютно несовместима с ценностями свободы, справедливости, жизни в безгосударственных коллективах.
Но наряду с господствующей национальной культурой - меркантильно-буржуазной, мещанской, шовинистической и авторитарной, существуют маргиналии, любопытные кульурные явления, наподобие, скажем, альтернативного представления о еврейской или иранской культурах, которые, по мысли их носителей, должны быть открыты другим культурам, а сверх того, направлены против угнетателей. Можно обращаться к памяти прошлой борьбы и восстаний угнетенных в Германии или в Иране, в духе Вальтера Беньямина.
Наконец, есть множество людей, которые, идентифицируя себя с той или иной культурой, не разделяют большинство ее предрассудков. К примеру, у меня есть знакомые, которые считают себя русскими или немцами, потому что идентифицируют себя с определенным языком и средой обитания, но при этом напрочь лишены шовинизма и дружат с людьми всех национальностей. Сама по себе культурная идентичность еще не является шовинистической или мещанской, что доказывает множество примеров, от упомянутых выше людей, до великих антиавторитарных революционеров - Аполлона Карелина и Исаака Штейнберга (первый считал себя русским, второй же был верующим иудеем).
Другое дело, что необходимо как теоретическое (научное), так и практическое (общественно-политическое) деконструирование наций. Мы должны научиться разбирать уродливые сооружения, выстроенные хозяевами жизни. Нам необходимо самим научиться жить и строить - строить то, что нужно нам.