Социально-революционные течения в Исламе

May 31, 2010 10:31






***

Одним из интересующих нас движений являются хариджиты. Эти радикалы (они назвали себя хариджиты - от араб. харадж - «восстать». «выйти», то есть «отделенные») утверждали, что все мусульмане равны, что равенство их должно быть и имущественным, что община (умма) выше халифа, ибо от него получает власть, халиф может получать власть только избранием (правда, почему-то их не смущали идеи шиитов об особой благодати в «доме Пророка»), что, если халиф не соблюдает заповедей ислама (в их интерпретации), то он может быть смещен и даже убит. Вообще, истинный ислам может и должен распространяться силой, и не только среди «язычников» и даже «людей писания», но и среди «неправильных» мусульман. И именно они сочли попытки примирения Али с его противниками той самой изменой делу ислама.  
Али был убит хариджитом.

Но нас интересует и шиизм.
Шиизм интересует нас по двум причинам.

Во-первых, как уже было сказано, в нем наличиствует определенный общинно-коммунистический потенциал. Так в исламской революции Ирана в 1979 г. имели место разнонаправленные тенденции, некоторые из которых могут быть весьма любопытны. Один из наиболее популярных деятелей исламской революции аятола Телекани выдвинул учение о рабочих советах. По его мнению рабочий совет (шура) является основой будущего, справедливого общества.

Во-вторых, в отличие от суннитского ислама, обращенного к настоящему, замыкающего человека в круге  организованной в соответствии с заветами пророка материальной и духовной жизни,  шиизм - это мессианское учение, обращенное в будущее, как и иудаизм с его мессианским мироощущением.  Эта постоянная неудовлетворенность настоящим,  вера в прогрессивные изменения, обращенность в будущее - неизменная черта всех революционных учений, естественное средство преодаления застоя цивилизации. "Когда все уже сказано, Любовь и Сила смогут в конце концов спасти мир, но  не одна  Любовь и  не одна Сила. Поэтому  Христос  уповал на второе пришествие, а религия Магомета - там, где она не закоснела -  в  лице имамов уповает на Махди."" (Шри Ауробиндо Гхош). (2)

Анонимный автор  статьи в журнале Инвариант приводит следующее любопытное мнение: "Как пишет Кеннет Рексрот в своём замечательном исследовании коммунистических форм общества, реализованных в человеческой истории: «источник большинства исламских ересей лежит не в ядре ислама, суннизме, религии большинства арабов и покорённых ими стран, но в шиизме, религии Персии». (Communalism, K. Rexroth) «Шииты отрицают идею выборного халифа и духовенства, функционирующего по типу раввината, с законом, который можно постоянно обсуждать - как Талмуд - поддерживая идею наследственного халифата, который передаётся от пророка через Али, зятя Мухаммеда, к линии божественно посвящённых наследников, семи (или двенадцати, в зависимости от секты) Имамам, которые обретают характер прямых эманаций божества. …. Последний имам скрыт, он появится лишь в конце света… - спаситель или Махди, который, как правило, недостижим и представлен людям даями, миссионерами -ведущими тайную пропаганду…Сходство с преобладающей формой зороастрийства, религией, которая сама сильно видоизменялась при Сасанидах до мусульманского нашествия, и тем более с его еретическими учениями, очевидно. Шиизм называли бунтом Персии против арабского суннизма».  
Примечательно, что «тесно связанная с ним секта карматов, развившаяся в нижней Месопотамской долине и вдоль северо-западных берегов Персидского залива»… «установила единственное коммунистическое общество, контролировавшее огромную территорию и продлившееся более чем одно поколение, [в истории человечества] до двадцатого века» - «после подавления восстания зинджей, карматы не только тайно контролировали северные берега Персидского залива, но организовывали подрывную деятельность в Йемене, Сирии и в самом Багдаде». В 1084 году это общество было уничтожено, но «на севере Сирии и на Каспийском море появилось другая ветвь исмаилитов, новое братство тайны и приключений, асассины», общество курильщиков гашиша, которые возвели убийство в ранг искусства. «Карматы и асассины стали первыми чёткими примерами общества взаимной выгоды... Это коммунизм урбанистической банды или бродячей шайки разбойников во времена социального разброда». В духовном плане они верили, что «последний, исчезнувший Имам является Седьмым, Исмаилом, при чьём появлении, как при Втором пришествии Христа, наступит конец света». Эта вера шиитов и исмаилитов впоследствии нередко становилась выражением утопических чаяний в различных массовых народных движениях на Востоке..." (3)

Еще одно любопытное течение ислама  - суфизм. Некоторые направления суфийского ислама отвергали собственность. Пожалуй наиболее яркий пример - средневековое восстание под предводительством шейха Бедреддина Симави. (4)

***
Автор этой заметки не является специалистом  по исламу и не готов по этой причине ни к каким окончательным выводам. Он открыт для критики и воспринимает эту заметку лишь как начало разговора.

1)   Карл-Хайнц Рот. Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?
http://revolt.anho.org/archives/1285

2)  Шри Ауробиндо. Мысли и Афоризмы.
http://lib.ru/SATPREM/aurobindo1.txt

3)  Инвариант номер 4. Узловой конфликт нашей эпохи
http://www.geocities.com/invariante2004/uzlkon.html

4)   М.Инсаров.Народное повстанчество в Средние Века.
http://shraibman.livejournal.com/126862.html


ислам, либералы, религия, Восстание

Previous post Next post
Up