Пишет
_ab_ :
Часто считают, что террористами и участниками подполья становятся необразованные фанатичные горцы. Мне кажется, это неверно. Исламский радикализм, как и чеченский национализм -- идеологические движения, а носителями идеологий почти всегда являются образованные люди. Офицеры советской армии Дудаев и Масхадов, выпускники Грозненского университета Яндарбиев и Удугов, актер Закаев -- никто из них не соответствует стереотипу дикого горца. Саид Бурятский учился в Египте, Умаров закончил Грозненский нефтяной институт. Сравнительно высокое образование вообще характерно для участников исламского движения. Диего Гамбетта и Стефан Хертог пишут в статье, посвященной объяснению того, почему среди исламистов так много дипломированных инженеров: "Many Islamis radicals are not economically dispossessed, are often better educated than their peers, and quite a few went to university" (Gambetta D. and Hertog, S. "
Engineers of Jihad").
См. далее
http://users.livejournal.com/_ab_/110617.html Вливание образованных людей в антиколониальное подполье - это вечная и типичнейшая проблема всех колонизаторов.
Чем выше уровень образования "туземцев", тем больше среди них развиты анти-колониальные настроения. Я очень хорошо помню, как доктор Ирис Бляй в Еврейском университете (Иерусалим) объясняла: "наша главная проблема в том, что чем выше уровень образовния палестинцев, образования, которое мы им даем, тем больше у нас, израильтян, с ними проблем".
Причина очевидна: образованные люди более амбициозны, не хотят быть существами второго сорта, кроме того, им лучше всего видно лицемерие правящей в колониях элиты, у которой одни правила для "белых", а другие для "черных" - тогда как "черные", получившие образование, на своем собственном опыте убеждаются в ложности расистских постулатов.
Однако, я бы не стал сбрасывать со счетов нищету и тяжелое положение колониальных (в данном случае кавказских) низов. Это всегда дает массовое пополнение для анти-колониальных движений.
Но есть еще один фактор, который, несомненно, оказывает влияние на политический активизм. В обществах, менее затонутых модернизцией, часто меньше и уровень атомизации населения. Люди легче слипаются в массу, поэтому легче и организовать общественное движение.