О положении в Чечне и не только

Jul 16, 2009 15:36





С.БЕЛКОВСКИЙ: Мы имеем дело с реальной проблемой утраты федеральным центром контроля над ситуацией в нескольких субъектах Российской Федерации. В частности, Чечни и Ингушетии. Эта ситуация не нова. Некоторые эксперты, в частности ваш покорный слуга, предупреждали об этом еще 2 года назад в этой студии. И сегодня мы пожинаем плоды, собственно, кадыровщины, того сценария решения чеченской проблемы и выхода России из второй чеченской войны, который был принят Кремлем еще 7 лет назад. Сценарий, полностью укладывающийся в базовую кремлевскую логику уменьшения ответственности федеральной власти перед страной, своими гражданами и ответственности за результаты кремлевской политики. Был избран клан Кадыровых, которым была делегирована вся ответственность в обмен на всю полноту власти на территории Чечни, и формальное признание пребывания Чечни в составе России, формальную присягу на верность Кремлю.  Сегодня ясно, что ни в политическом смысле, ни в правовом Чечня де-факто не находится в составе России. Эти тенденции, естественно, распространились и на Ингушетию. Кроме того, неоднократные проявления слабости Кремля во взаимоотношениях с северокавказскими элитами, естественно, стали самостоятельным фактором, генерирующим сепаратизм, поскольку на Северном Кавказе уважать любят только силу, а не юридические конструкции или пиар-кампании.

Е.КИСЕЛЕВ: Что будет дальше? Ведь многие эксперты высказывают такую простую, но достаточно убедительную мысль, что, на самом деле, никуда не делись разного рода боевики, сепаратисты, международные террористы, если угодно. Кадыров их просто выдавил в соседние республики, в соседние территории, это раз. И, во-вторых, все-таки, что будет в Ингушетии? Кадыров заявил очень внятную претензию, в некотором смысле неожиданно получил поддержку по инициативе, можно сказать, Дмитрия Медведева. Он заявил: «Ща наведу порядок в Ингушетии». Это, насколько я понимаю, и насколько оценивают эту ситуацию эксперты по проблемам Северного Кавказа, отнюдь не вызвало восторга у ингушских элит. И, соответственно, возникает вопрос: все-таки, как дальше будет развиваться ситуация? Не произойдет ли обострения обстановки, когда уже возникнет межвайнахский конфликт.

С.БЕЛКОВСКИЙ: Обострение обстановки уже происходит. Кадыров на протяжении нескольких последних лет агрессивно позиционирует себя в качестве единственной фигуры, которая в состоянии обеспечить мир и порядок на Северном Кавказе, формально в интересах Кремля, фактически в своих собственных. Также на протяжении нескольких лет муссируется вариант воссоздания Чечено-Ингушской республики, прекратившей свое существование в 1991 году, воссоздание сегодня уже под руководством Рамзана Кадырова и его клана. Поэтому все эти намерения не новы. Привлекает, скорее, внимание совпадение дат и цифр. Встреча Дмитрия Медведева и Рамзана Кадырова была назначена на 22 июня загодя, не день в день. И так случайно получилось, что именно в этот день произошло покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который объективно мешал Рамзану Кадырову воплощать свой план стать единственным гарантом стабильности на Северном Кавказе и фактически властелином Ингушетии. Эта склонность к нумерологии дат и цифр заставляет вспомнить и о некоторых других эксцессов, например, убийстве Анны Политковской в день рождения Владимира Путина, убийстве, которое до сих пор не раскрыто и едва ли будет в реальности раскрыто в ближайшем будущем.

Но Кремль сам посеял те семена, те зубы дракона, которые сегодня взошли в виде мечей и рогов кадыровщины, и справиться в ближайшем будущем Кремлю с этим не удастся - у него нет для этого ни сил, ни ресурсов, ни военных, ни политических, ни психологических. Рамзан Кадыров выиграл вторую чеченскую войну, и, очевидно, в его понимании неизбежной платой за это является полная сдача ему в управление российского Северного Кавказа, который будет в обозримом будущем российским лишь формально.

Е.КИСЕЛЕВ: А вы предвидите такую ситуацию, что если развитие событий в стране пойдет, скажем так, по кризисному, по пессимистическому сценарию, то в какой-то момент Россия, российские элиты захотят отказаться от Северного Кавказа? То есть повторится ситуация конца 80-х - начала 90-х годов, когда те же самые российские элиты, прикинув, ну, что называется, цену вопроса «Сколько будет стоить удержание республик Закавказья, Средней Азии, стран Балтии?» сказали «Да, Господи Боже мой!» Тогда сама тогдашняя элита имела достаточно властных полномочий для того, чтобы развалить Советский Союз, согласитесь. Советский Союз развалили российские элиты, а отнюдь не российские демократы.

С.БЕЛКОВСКИЙ: Ну, элиты всех союзных республик, я бы сказал. Не только российские. Но российские в том числе и, я согласен, в первую очередь. Поскольку без их согласия на этот развал Советский Союз существовал бы и по сей день. Пусть в усеченной форме, но по сей день.

А что касается Северного Кавказа, то я считаю, что, действительно, в недалеком будущем вполне реальна ситуация, когда России будет гораздо выгоднее, причем не только и не столько в экономическом смысле, а и в политическом смысле, и в смысле безопасности, и в цивилизационно-культурном плане, действительно, согласится с отделением Северного Кавказа.

Другое дело, что к этому сегодня не готов Северный Кавказ. Элиты северокавказских республик вполне устраивает ситуация, когда они де-юро входят в состав России и получают значительные федеральные средства, которые решают все их проблемы. Де-факто, же, властвуют как хотят и разрешают противоречия между внутриэлитными группами исключительно в рамках кавказских традиций и силы оружия. Отказаться от федеральных субвенций им вовсе не нужно.

С другой стороны, сегодняшняя политическая элита федерального уровня на такое решение не пойдет, поскольку оно для нее слишком сложное. Элита не мыслит политическими категориями, и для нее выгоднее поддерживать иллюзию пребывания Северного Кавказа в составе России и платить победившей Чечне дань за формальную стабильность в этом регионе, нежели принять такое судьбоносное историческое решение, для которого не хватает ни масштаба мышления, ни политической воли.

http://www.echo.msk.ru/programs/politic/602919-echo/
 

Россия, Чечня

Previous post Next post
Up