Актуальность революционно-народнической традиции.

Apr 09, 2009 16:55


Марлен Инсаров



Мария Александровна Спиридонова

В отличие от марксизма и анархизма, русское революционное народничество 1850-1920-х годов не имело непосредственных продолжателей. Это стало одной из причин того, что его идейное наследие оказалось прочно забытым. В лучшем случае, симпатизировавшие ему люди ограничивали его значимость ролью героического морального примера, собственно же народническая теория считалась чем-то глубоко архаическим и не имеющим значения для современной борьбы за социальную революцию.

Такая оценка является ошибочной. Как осуществленный народниками анализ российского капитализма, так и народническое понимание социальной революции и ее движущих сил сохраняют непосредственную актуальность для революционных социалистов современности.

Наш враг - русский и мировой капитализм - это тот же враг, с которым вели борьбу революционеры-народники. Современный русский капитализм воспроизвел все пороки традиционного русского капитализма. Как и 100 лет назад, из трудового народа России все жизненные соки высасывает двуглавый монстр самодержавной бюрократии и паразитической буржуазии. Именно революционеры-народники первыми в современной истории России вступили в смертный бой с этим двуглавым монстром, и они же первыми поняли его природу.


Революционеры - народники первыми не только в России, но и во всем мире проанализировали специфику периферийного, зависимого капитализма. Специфика эта состоит в решающей роли государства в процессе накопления капитала, в тесном сращивании и переплетении самодержавной бюрократии и буржуазии, в зависимости этой последней от самодержавного государства.

Как показали народники, капитализм не развивался в России „естественно”, из мелкотоварного производства, но насаждался сверху самодержавием, которое облагало крестьян непосильными налогами, буквально железной рукой загоняло их в рынок, а полученные за счет налоговой эксплуатации крестьян средства (кроме той их части, которую пожирало само) передавало буржуазии. Ведущий народовольческий теоретик Лев Тихомиров (впоследствии ставший ренегатом) писал в 1879г.:

«Наше государство - совсем не то, что государство европейское. Наше правительство - совсем не комитет от господствующих классов, как в Европе, а самостоятельная, для самой себя существующая организация, иерархическая, дисциплинированная ассоциация, которая держала бы народ в экономическом и политическом рабстве даже в том случае, если бы у нас не существовало никаких эксплуататорских классов. Наше государство владеет, как частный собственник, половиной русской территории; большая половина крестьян - арендаторы его земель; по духу нашего государства все население существует, главным образом, для него. Государственные повинности поглощают весь труд населения и - характерная черта - даже в карманы биржевиков и железнодорожников крестьянские гроши стекаются через государственное казначейство. Создавая и поддерживая всякую эксплуатацию, сжимая и поддерживая всю страну в своих железных когтях, подавляя всякую жизнь, мысль и инициативу, наше государство представляет что-то вроде тех сказочных чудовищ, которых умилостивливали человеческими жертвами и для борьбы с которыми нужно было особое вмешательство небесных сил...
 История создала у нас на Руси две самостоятельные силы: народ и государственную организацию. Другие социальные группы и поныне у нас имеют самое второстепенное значение. Наше дворянство, например, вытащенное на свет божий за уши правительством, оказалось, однако, несмотря на все попечения решительно неспособным сложиться в прочную общественную группу и, просуществовав едва сотню лет, ныне совсем стушевалось, расплылось и слилось отчасти с государственной организацией, отчасти с буржуазией, отчасти так, неизвестно куда девалось… В настоящее время наша буржуазия составляет… не более, как ничем не сплоченную толпу хищников, она не выработала еще ни сословного самосознания, ни миросозерцания, ни солидарности… Наш буржуа - не член сословия, а просто отдельный умный и неразборчивый в средствах хищник, который в душе сам сознает, что действует не по совести и правде. Без сомнения, это - явление временное,… если буржуазию не подсечет в корне общий переворот наших государственных и общественных отношений. Мы думаем, что он очень возможен, и если он действительно произойдет, то буржуазия наша так же сойдет со сцены, как сошло дворянство, потому что она, в сущности, создается тем же государством.
Создается она государством отчасти вполне сознательно и преднамеренно, отчасти является как неизбежное последствие тех условий, в которые государство вгоняет народ и которые не могут не выдвигать из массы хищническое кулацкое сословие.
Вызывая появление буржуазии самим фактом своего существования,  современное государство в отдельных случаях и совершенно сознательно вытягивает ее в люди. Вспомним историю нашей промышленности. Создавались даже такие отрасли фабричного производства, которые и поныне живут только покровительственным тарифом, например, хлопчатобумажная, убившая народные кустарные промыслы. Целые княжества создавались для горнозаводчиков, и сотню лет население Урала было отдано в рабство капиталистам, не умевшим вести дело даже так, как вели дело сами рабочие, оставаясь без хозяев (при Пугачеве). Железнодорожное дело представляет у нас также единственные в мире картины: все дороги построены на мужицкие деньги, на деньги государства, неизвестно зачем раздарившего сотни миллионов разным предпринимателям.  [как видим, все это как будто сейчас сказано!] Точно также мужицкое золото лилось из пустого кармана правительства для поддержания биржевых спекуляций. Эта отечественная нежность правительства по отношению к буржуазии - факт, требующий вовсе не доказательства, а только указания, и мы указываем на него для того, чтобы лучше оттенить то обстоятельство, что у нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством...
Самостоятельное значение нашего государства составляет факт чрезвычайно важный, потому что, сообразуясь с ним, деятельность социально - революционной партии должна принять совершенно особый характер. Россия, собственно говоря, представляет нечто вроде обширного поместья, принадлежащего компании под фирмой «Русское государство». Экономическое и политическое влияние, экономический и политический гнет здесь, как и быть должно, сливаются и сводятся к одному юридическому лицу - к самой этой компании. При таких условиях политическая и экономическая реформы становятся так же совершенно неотделимы друг от друга и сливаются в один общегосударственный переворот. Непосредственным источником народных бедствий, рабства и нищеты является государство… Современное государство действительно самый страшный, самый крупный враг и разоритель народа во всех отношениях» («Народная воля» в документах и воспоминаниях. М., 1930, сс. 58, 34-36).

Зависимость русской буржуазии от самодержавия, от бюрократического государства  делала и делает  невозможной в России чисто буржуазную революцию. И в 19 веке, и сегодня русская буржуазия нежизнеспособна без покровительства самодержавного деспотизма, играющего ключевую роль в накоплении капитала в России. Крупнейший народнический теоретик Н.К. Михайловский писал: „На Западе самодержавие для буржуазии помеха, в России - опора” и пояснял это так „Чем самодержавнее исправник [мент], тем кулаку легче грабить”.

Русская буржуазия никогда не была революционной и очень редко бывала оппозиционной. Русский либерализм всегда был либерализмом „применительно к подлости”. Именно из-за зависимости русской буржуазии, русского капитализма от самодержавного государства настоящими демократами, настоящими борцами за власть народа в России были и могут быть только социалисты - и только революционеры.
Именно революционеры -народники первыми поняли, что революция в России может быть только двойной революцией - революцией как против бюрократического самодержавия, военщины и полицейщины, так и - одновременно с этим, сразу, без этапов - революцией против капитализма, против буржуазии. В этой революции трудовому народу не приходится рассчитывать на союз с какой-либо из групп эксплуататоров, но приходится рассчитывать только на самого себя.

От последующих марксистов народников отличало в том числе и понимание движущих сил социальной революции. Марксисты считали промышленных рабочих самым революционным классом, если не единственной, то ведущей силой социальной революции. В отличие от них революционные народники отстаивали идею, что социальная революция будет делом равноправного союза промышленных рабочих, трудящихся крестьян (кулаков они совершенно справедливо причисляли не к крестьянству, но к буржуазии) и трудовой интеллигенции. Все эти группы, по мнению народников, принадлежали к одному трудящемуся классу, все они эксплуатировались - хотя и в разных формах - капиталом и государством.

Прошедшие 100 лет не подтвердили правоту марксистской позиции в вопросе о том, что промышленные рабочие являются самым революционным классом и что их революционность автоматически растет с развитием капитализма. И если крестьянство как класс фактически отсутствует в России и на Украине (хотя для таких стран, как Бразилия, Китай или Индия. проблема союза робочих и крестьян в революции сохраняет свою актуальность), то современные промышленные рабочие окружены огромным морем эксплуатирумых и обездоленных: безработных, полубезработных, т.н. самозанятых и т.д. и т.п. Пролетарская революция может быть делом лишь всего класса пролетариев, класса лишенных власти и собственности работников, независимо от особенностей их труда и от того, в каких именно формах буржуазия высасывает из них все соки.

И промышленные рабочие, и пролетарии хайтека, и самые низы пролетарских масс - все они необходимы для свержения ненавистного эксплуататорского строя, без участия какой-либо из этих категорий социальная революция невозможна. И первыми это поняли народники.

Если среди марксистских социал-демократов преобладало представление, что социализм означает передачу средств производства в руки государства, то народники выступали не за национализацию, а за социализацию, не за огосударствление средств производства, а за их обобществление, за то, чтобы производством после революции управлял не чиновничий аппарат, но рабочие союзы и крестьянские общины, договаривающиеся между собой об общих делах и организующие планирование снизу. Подмена социализма государственным капитализмом очень рано подверглась критике со стороны народников. Уже в написанной в 1902г. 
Программе ПСР говорилось:

«…ПСР предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же - своеобразным государственным капитализмом, сосредотачивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей».

В августе 1918 г. активист Союза эсеров-макисмалистов (ССРМ)  Светлов писал:

«Мы являемся противниками государственного капитализма, в который ныне вырождается национализация промышленности, ибо и государственный капитализм вырождается, в свою очередь, в систему государственной эксплуатации и подчинение рабочего класса такому сильному и мощному орудию порабощения, хотя бы по названию оно и было трудовым, а не капиталистическим. Трудовое государство без самодеятельности и творчества трудящихся - это абсурд» (Союз эсеров-максималистов. Документы. Публицистика. 1906-1924 годы. М., 2002., с. 172).

В 1919 г. другой максималист, Нестроев указывал на опасность, которая возникнет для социалистического движения из отождествления огосударствления с социализмом:

«…вырастает…грозное для судеб социализма представление в умах неразвитых широких масс о центральной власти, стоящей над народом и управляющей производством, и работнике, продающем этой власти свою рабочую силу, как раньше он продавал свою силу буржуазии» (там же, с. 265).

Социалисты - народники были революционерами. Они прекрасно понимали, что победа революции невозможна без беспощадной борьбы с буржуазией, без подавления отчаянного сопротивления эксплуататорских классов. Однако они считали, что это подавление должно быть делом не государства, не обособленного от народных масс управленческого и карательного аппарата, воспроизводящего всю старую мерзость и становящегося питомником новых эксплуататоров и паразитов, но делом самих вооруженных трудящихся, их общих собраний и подконтрольных общин собраниям Советов . Именно такое понимание власти трудящихся в революционный период еще в 1870-е годы отстаивал крупнейший теоретик революционного народничества П.Л. Лавров, и именно такое понимание было присуще   в начале 20 века Союзу эсеров-максималистов (ССРМ) и Партии левых эсеров (ПЛСР).

Именно ССРМ уже во время революции 1905г. первой из революционных организаций увидел в Советах организационную форму социалистического преобразования мира. Именно ПЛСР и ССРМ во время Великой Революции 1917 - 1921гг. упорно отстаивали Советскую власть против как буржуазного парламентаризма, так и не менее буржуазной партийной диктатуры. Лидер ПЛСР Мария Спиридонова писала осенью 1918г. о Советской власти:

„Власть Советов - это при всей своей хаотичности большая и лучшая выборность, чем все учредилки думы и земства. Власть Советов - аппарат самоуправления трудящихся масс, чутко отражающий их волю, настроения и чаяния. И когда каждая фабрика, каждый завод и село имели право через перевыборы своего советского делегата влиять на работу государственного аппарата и защищать себя в частном и общем смысле, то это действительно было самоуправлением. Всякий произвол и насилие, все грехи, естественные при первых попытках массы управлять и управляться, легко излечимы, т.к. принцип не ограниченной никаким временем выборности и власти населения над своим избранником даст возможность исправить свого делегата радикально, заменив его честнейшим и лучшим, известным по всему селу и заводу... Для того, чтобы Советская власть была чутка, барометрична и спаянна с народом, нужна беспредельная свобода выборов, игра стихий народных, и тогда-то и родится творчество, новая жизнь, новое устроение и борьба. И только тогда массы будут чувствовать, что все происходящее - их дело, а не чужое. Что она сама, масса, творец своей судьбы, а не кто-то ее опекает, и благотворит, и адвокатит, как в учредилке и других парламентарных учреждениях, и только тогда она будет способна к безграничному подвигу” (К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, сс. 129 - 130).

Революционные народники не отрицали инициативной роли революционного меньшинства и революционной организации. Однако, на их взгляд, революционная организация, чтобы не перестать быть революционной, не должна командовать пролетариатом. Максималист Нестроев писал о позициях ССРМ:

“Максимализму чуждо стремление управлять массами, подменять программу народного максимализма программным максимализмом своей организации, ибо для него “освобождение рабочих - дело самих рабочих” - не звук пустой, не лозунг для вовлечения масс в борьбу для захвата власти и проведения затем своей программы, а девиз самоосвобождения, который, претворяясь в жизнь, только и может привести к победе социальной революции. Наша роль сводится только к роли помощников народных, к роли агитаторов и проповедников максимализма через наши организации, должных влиять на стихийное движение народа, направлять его на путь творчества новых, справедливых форм общественной жизни, влиять на народ примером, опытом и жизнью своею, сливаясь с ним, входя в организации, созданные самим народом, работая с ним на поле, на заводе, на фабрике и в казарме, пока она существует” (Союз эсеров-максималистов. Документы. Публицистика. 1906-1924 годы. М., 2002.,,, сс. 269-270).

Иначе говоря, максималисты считали, что революционная организация должна быть руководителем пролетариата, влияющим на него посредством убеждения и примера, а не управителем над пролетариатом, воздействующим на него принуждением и подкупом; должна являться самой решительной, смелой и дальновидной частью пролетарского класса, увлекающей за собой весь класс, а не стоящим над пролетариатом слоем новых начальников и господ. „Власть Советам, а не партиям!” - на таких позициях стояли ПЛСР и ССРМ во время Великой Революции 1917-1921гг.

Беззаветные борцы за Советскую власть и Октябрьскую революцию, революционные народники из ПЛСР и ССРМ были первыми, кто подверг критике их бюрократическое перерождение. М. Спиридонова в „Открытом письме ЦК РКП(б)” (ноябрь 1918г.) писала:

„Октябрьская революция, в которой мы шли вместе с вами [большевиками], должна была кончиться победой, т.к. основания и лозунги ее объективно и субъективно необходимы в нашей исторической действительности, и они были дружно поддержаны трудящимися массами. Это была действительно революция трудящихся масс, и Советская власть буквально покоилась в недрах ее...
Но ваша [большевиков] политика объективно оказалась сплошным надувательством трудящихся.
Вместо социализированной промышленности - государственный капитализм и капиталистическая государственномсть; принудительно-эксплуатационный характер остается, с небольшой разницей насчет распределения прибыли - с небольшой, т.к. ваше многочисленное чиновничество в этом строю сожрет  больше кучки буржуазии...”(К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, с. 127).

В феврале 1922г. Объединение левого народничества, куда вошли ССРМ и часть ПЛСР, давали следующую характеристику нэпа:

«Нэп ставит Советскую Россию в ряды буржуазно-капиталистических государств с тем лишь различием, что хозяйство этих стран развивается при наличии политических свобод, до сих пор не признанных диктатурой РКП, что роднит Советскую Россию со странами самодержавными и бюрократическими» (Союз эсеров-максималистов..., с. 371).

Вот как описывало Объединение левого народничества двусмысленное положение РКП, «играющей двойственную классовую роль государства-хозяина-работодателя и в то же время пытающейся быть выразительницей воли трудящихся масс; роль насадителя капиталистических отношений в России и в то же время - борца с буржуазией и нэпманами за рабочие интересы; роль государства-капиталиста, с одной стороны, эксплуатирующего деревню путем бесчисленных денежных и натуральных, прямых и косвенных трудпродгужналогов, с другой стороны, пытающейся восстановить сельское хозяйство; роль мнимого защитника интересов деревенской бедноты при одновременной ставке на отрубника, на крепкого столыпинского мужика; наконец, роль буржуазного дипломата, заигрывающего с Муссолини, Кемаль-пашой и Эррио и в то же время подготавливающего через Коммунистический Интернационал мировую социалистическую революцию...
В этих условиях отхода правящей РКП от октябрьских позиций, левонародничество становится единственной программой и идеологией, верной лучшим октябрьским заветам, идеалам перманентной социалистической революции» (там же, сс. 389, 375).

Делу Октябрьской революции, делу освобождения трудового народа от эксплуатации и гнета революционные народники из ПЛСР и ССРМ остались верны до конца, За это освобождение погибли от рук белогвардейцев левые эсеры - лидеры Донревкома Подтелков и Кривошлыков, левые эсеры - бакинские комиссары Везиров и Петров, за него принял мученическую смерть в застенках белой контрразведки максималист Василий Неррис, бросивший бомбу в белогвардейского атамана Семенова, за него были расстреляны сталинским режимом Спиридонова и Измайлович...Учиться на примере их борьбы, их подвигов и их ошибок необходимо всем нам...

Закончить статью хотелось бы словами из уже цитированного Открытого письма ЦК РКП(б)" Марии Спиридоновой:

"Социализм должен осуществиться, т.к. этого требуют интересы огромного большинства трудящихся, т.к. капиталистическое развитие подготовило почву и укрепило класс, непосредственно заинтересованный в социализме - он должен быть, как неизбежный результат всей теперешней исторической катастрофы. Это научное обоснование социалистической веры не может быть поколеблено никакими неудачами, но она имеет и идеалистические, иррациональные корни. Вера в социализм есть вместе с тем вера в лучшее будущее человечества, в добро, правду и красоту, в прекращение всех форм гнета и насилия, в осуществление братства и равенства на земле...
Наша партия левых социалистов-революционеров интернационалистов единственно последовательная и стойкая интернационалистическая партия. Партия крестьян и рабочих, партия власти Советов, свободно выбранных трудящимися. Партия непримиримой борьбы с богачами и угнетателями всех стран, партия, не запятнавшая себя соглашательством ни с какой буржуазией, ни с каким империализмом, не загрязнившая своих рук использованием старого аппарата сыска и насилия буржуазной государственности, партия светлой, могучей веры в социализм и Интернационал, имеет огромное будущее.
Истребить ее невозможно ни вам [большевикам], ни временной реакции, т.к. и она, и ее идеи живут в массах, коренятся в глубинах их психологии, и революционное мировое возрождение всего человечества неминуемо произойдет под знаком ее Идеи, идеи освобождения Человеческой Личности..." (К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, сс. 137, 144).

Россия, левые эсеры, НАРОДНИЧЕСТВО, максималисты, капитализм

Previous post Next post
Up