Здесь сразу переплетается море вопросов, так что их круг лучше ограничить.
В Иране - большая часть населения иснаашариты (шииты-двенадцатиричники). Но подвох в том, что в нынешнем виде он более-менее оформился только в 19 веке, с победой в нем школы усулитов, допускающей использование разума при работе с первоисточниками и признающей авторитет богословов. До этого господствовал ахбаризм, о котором в двух словах сказать невозможно - уж очень специфичное учение (считает нынешнюю копию Корана подделкой, запрещает следование за теологами и т.д.).
Теперь к ответу на Ваш вопрос.
Революционные трактовки шиизма начались со времен табачного движение и конституционной революции в Иране. К шестидесятым годам выросло, с одной стороны - поколение богословов, считающих что власть должна принадлежать только Богу или, в крайнем случае, его "наместнику", а с другой - поколение шиитов-интеллектуалов, получивших образование на Западе и там заразившееся идеями революционности.
Сообственно революционный махдизм - это вера в то, что приход Махди является не началом изменений, а их завершением. Сперва исламская революция - потом приход Махди, примерно так. Из ее представителей, это конечно сам Хомейни и иракский аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр (казнен баасистами в 1980, его потомок ныне руководит "Армией Махди"). А также множество их учеников.
Формально для подобных трактовок есть некоторые основания, например хадис - (во время сокрытия Имама) "не жди источника избавления ни откуда, кроме как от самого себя" (насколько помню, дословно - из под своих ног). Но не меньше аргументов и против таких трактовок.
В Иране - большая часть населения иснаашариты (шииты-двенадцатиричники). Но подвох в том, что в нынешнем виде он более-менее оформился только в 19 веке, с победой в нем школы усулитов, допускающей использование разума при работе с первоисточниками и признающей авторитет богословов. До этого господствовал ахбаризм, о котором в двух словах сказать невозможно - уж очень специфичное учение (считает нынешнюю копию Корана подделкой, запрещает следование за теологами и т.д.).
Теперь к ответу на Ваш вопрос.
Революционные трактовки шиизма начались со времен табачного движение и конституционной революции в Иране. К шестидесятым годам выросло, с одной стороны - поколение богословов, считающих что власть должна принадлежать только Богу или, в крайнем случае, его "наместнику", а с другой - поколение шиитов-интеллектуалов, получивших образование на Западе и там заразившееся идеями революционности.
Сообственно революционный махдизм - это вера в то, что приход Махди является не началом изменений, а их завершением. Сперва исламская революция - потом приход Махди, примерно так. Из ее представителей, это конечно сам Хомейни и иракский аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр (казнен баасистами в 1980, его потомок ныне руководит "Армией Махди"). А также множество их учеников.
Формально для подобных трактовок есть некоторые основания, например хадис - (во время сокрытия Имама) "не жди источника избавления ни откуда, кроме как от самого себя" (насколько помню, дословно - из под своих ног). Но не меньше аргументов и против таких трактовок.
(с продолжением)
Reply
Leave a comment