Анархо-Максималисты Литвы

Mar 08, 2009 23:30





Литва в прошлом - аграрная страна, не имеющая богатых традиций рабочего движения. Анархистские (антиавторитарные социалистические) традиции, впрочем, в Литве есть, но они слабы. Во время и после революции 1905-1907 гг. действовали анархисты и эсеры. В 1926 г, после фашистского переворота литовская партия социалистов-революционеров переименовалась в Союз социалистов-революционеров максималистов (ССРМ).  В Союзе максималистов работали многие известные люди, например  писатель Касис Борута. Самая громкая их акция - покушение на премьера Вольдемараса в 1929 г (покушение было неудачным).

Эсеры-максималисты - радикальное течение эсеров, основанное на синтезе идей русского народничества и европейского революционного синдикализма. Это очень яркий пример синтеза различных политических течений и открытого несектантского мышления. Именно эта форма антиавторитарного социализма некоторое время существовала и в Литве.

Доминирующие течения эсеров выступали за социализацию (обобществление) земли, т.е. за передачу ее в коллективное пользование самоуправляемых сельских общин. В то же время эсеры отстаивали государственную и частную собственность на фабрики и заводы в городах и выступали за парламентскую республику.

С точки зрения максималистов, подобная "минималистская" программа лишены смысла. По их мнению социализм, как и капитализм представляет собой целостную конструкцию, основанную на определенной логике. В случае с капитализмом - это логика частного владения, конкуренции и преумножения любой ценой богатства.

Напротив, основа социализма - это коллективное владение общественным богатством, солидарность и взаимопомощь - как движущие силы экономики. При социализме люди совместно владеют имуществом и в равной степени заинтересованы в развитии производства-потребления, так как оно обслуживает их общие интересы. Основой социалистического общества является самоуправление.

Не может быть жизнеспособной обществанная система, при которой в деревне торжествует социализм, а в городе - капитиализм, поскольку деревня и город представляют собою части единого экономического организма. Необходимо, поэтому, создать целостное бесклассовое тобщество, основанное на трудовом самоуправлении; фабрики и заводы должны перейти под контроль федераций трудовых коллективов, а землю следует передать сельским общинам. Торговля упраздняется и заменяется договорными отношениями между соответствующими федерациями (правда, на чем указанные отношения будут основаны максималисты не знали, этот момент в их программе разработан не был).

В области политического устройства эсеры-максималисты выступали за "Трудовую Республику" т.е. за передачу власти выборным советам, контролируемым (с помощью наказа и права отзыва) местными собраниями трудящихся. В руках советов следовало сосредоточить прежде всего законодательные и оборонные функции.

В качестве основного инструмента социальной революции эсеры-максималисты видели интегральную революционную организацию, одновременно борющуюся за повседневные социальные и человеческие права трудящихся на заводах (на территории) и за глубокий революционный переворот. Собственная организация Союз Социалистов-Революцинеров Максималистов (ССРМ) никогда не рассматривалась ими в качестве партии, которой надлежит взять власть. Скорее свое назначение максималисты видели в качестве инициативного меньшинства, словом и действием побуждающего к борьбе весь трудящихся класс.

Журнал Aušrinė ("Зарево" или "Заря", 1910-1933) - издание левой молодежной литовской культуры. Его издавали активисты одноименного студенческого содружества, которое придерживалось близких анархизму и максимализму идей . Первый номер в 1910 г. издали вильнюские студенты, уехавшие учиться в Москву. Короткий период (1913-1914) редактором работала известная писательница Жемайте. С 1919 по 1926 журнал издавался местными активистами в городе Мариямполе. С 1919 г. на обложке журнала была надпись "Газета социалистической молодежи". После переворота (1926) журнал закрыт. Опять начал издаваться только в 1931 г. Говорят, что разрешение дал сам президент Сметона, который недолюбливал своего премьера Вольдемараса (покушение на него подготовили именно студенты содружества "Зарево"). С 1913 по 1933 г. вышло всего 8 номеров. 1931 - 3, 1932 - 1, 1933 - 4. В эти годы журнал выходил с заголовком "Журнал свободной социалистической мысли". В нем сотрудничали известные деятели и писатели - Казис Борута, Юозас Балтушис, Петрас Чепенас и др. Именно последние издания были особенно близки к анархизму - противостояли литовскому большевизму и буржуазии. Последний номер вышел в апреле 1933 г.

После 1940 г. анархисты-максималисты исчезли из Литвы.

По материалам
http://www.anarchija.lt/index.php/biblioteka/38-laisvos-socialistines-minties-zurnalas-ausrine/8284-l-guoba-naujos-radikalisko-socializmo-kryptys-ausrine-1931-nr-1.html

Литва

Previous post Next post
Up