Неформальный семинар по еврейской истории в Ленинграде, 1987
http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer6/Beyzer1.php В 1918 -1930х гг евреи в значительной степени сделались интеллектуальным наполнителем большевистской системы. Широкие возможности для карьеры, вертикальной мобильности, открытые большевизмом, здесь сочетались со стремлением еврейской молодежи вырваться из мира маленького местечка - штетла, куда евреи были загнаны чертой оседлости. Ленин отмечал высокую роль евреев в стабилизации режима....
В 40е-50е годы роман большевизма и евреев закончился. Дело врачей, дискриминация при приеме в ВУЗы, борьба с космополитизмом, стали частью возвратного движением к старой империи, где набирал силу русский национализм. Одновременно создание Израиля явилось точкой "невозврата", точкой отчета националистических антиСССРовских и "отъездных" настроений в еврейской среде...
Наверное, евреи растворились бы в общей во многом а-национальной массе имперского населения, если бы не дискриминация. И хотя она была не столь ощутима и ужасна, как депортации чеченцев или крымскимх татар, она была. И если Саша Смирнов и Женя Иванова оказались not welcome на Мехмате МГУ и в Физтехе, только потому, что мама одного и папа другого не являлись чистыми арийцами, то не стоит удивляться и тому, что они снова стали Розенфельдами и Шапиро.
Но почему евреи так стремились в ВУЗы, да еще самые престижные? Мне кажется, что в еврейских семьях существовала жесткая установка на приобретение самого престижного высшего образования. Книжная, делавшая ставку на образование традиция религиозных евреев, странным образом трансформировалась в советскую эпоху. Ну не могут еврейский мальчик или девочка из хороших семей (а кто скажет, что наша семья - плохая?!) стать токарем и дояркой!
Тем обиднее была дискриминация.
Советский анекдот:
Дайте мне лопату с моторчиком, - говорит еврей на субботнике.
-Где Вы видели лопату с моторчиком?
-А где Вы видели еврея с лопатой?..
Это еврейское презрение к физическому труду и стремление к труду интеллектуальному кажется мне до сих пор извращением какой-то высокой истины. Чрезмерно тяжелый и монотонный физический труд, знакомый мне по Израилю, унижает человека, уничтожает его личность, превращает его в простой механизм. И в то же время, нет большей радости, чем труд творческий (именно поэтому с сомнением отношусь к догмам ситуацианистов и к идее уничтожения труда).
В современном мире, где производство идей - основа основ экономики, роль творческого труда особенно высока. Но разве заслуживает презрения тот, кто выращивает хлеб, плавит металл, тот кто отдает окружающим свою жизнь, свое здоровье? К тому же, тут примешивались (не в последнюю, а то и в первую очередь) соображения карьеры.
Но снова появлялся фильтр. Не то, чтобы позднебольшевистский строй не допускал евреев на руководящие посты, но делалось это далеко не всегда и с большими предосторожностями.
Ирония судьбы в том, что эмигрировав из СССР, оказавшись в Израиле, громадная часть советских евреев (около половины, как отмечает израильский экономист Б.Дубсон) превратилась в то, чем стремились не быть - в рабочих, в лиц физического труда.
Зачем Израилю столько инженеров, врачей и т.п.? Там и своих достаточно. И это стало страшным унижением. Но советские евреи были способны в массе своей лишь на отъезд, а не на гордое сопротивление. Они были политически бессильны в СССР, они оказались политически бессильны в Израиле. Все что им оставалось - сделаться еще большими националистами, чем израильтяне, дабы ощутить свое превосходство хоть над арабами...
Впрочем, сказанное относится не ко всем индивдам, мужчинам и женщинам, а лишь описывает господствующие, на мой взгляд, тенденции.
Продолжение следует...