«Я не раз говорил в своих выступлениях, что перед нами не пузырь, а всего лишь пена - много маленьких локальных пузырьков, которые никогда не вырастут настолько, чтобы представлять угрозу здоровью нашей экономики». Алан Гринспен, «Век Нестабильности».
Что и говорить - Маэстро Гринспен ошибся, как ошиблись и тысячи других комментаторов, банкиров и аналитиков. Но сказать, что этот кризис не был предсказан заранее, что это по терминологии Насима Талеба «Черный Лебедь», совсем не верно. Десятки блоггеров-бунтарей делали прогнозы о возможных печальных последствиях безудержного роста финансовых инноваций в течение многих лет. Они не часто появлялись на CNBC или в Уолл-Стрит Джорнал, но оказались правы.
Самый известный из «вечных медведей» - это профессор Нуриэль Рубини, бывший сотрудник администрации Клинтона, а ныне профессор рейтинговой Stern School of Business при университете Нью Йорка и издатель информационного бюллетеня RGE monitor.
Рубини предсказал грядущую рецессию в США в июле 2006 года, см. *A Coming Recession in the US Economy?, www.rgemonitor.com. В то время его мнение были встречено с большой долей сарказма. Теперь его уже не считают чудаком. В своей статье от 5 февраля, озаглавленной «Растущий риск системного финансового кризиса: двенадцать шагов к финансовой катастрофе» Рубини суммировал этот сценарий следующим образом: «Замкнутый круг, в котором глубокая рецессия увеличивает и углубляет финансовые потери, а те, в свою очередь, делают рецессию еще более суровой».
Шаг 1 - это самое сильное падение цен на жилье в истории Америки. Цены упадут на 20-30% от своего пика летом 2006 года, и тем самым уничтожат от 4 до 6 триллионов долларов «домового капитала» (то есть оценочной стоимости домов и квартир). Рыночная стоимость жилья у десяти миллионов домохозяйств станет ниже, чем их обязательства по кредитам. У людей появится огромный соблазн бросить свои дома и отослать ключи в банк по почте. Десятки застройщиков станут банкротами.
Шаг 2 - дальнейшие списания «токсичных» активов банками, размер которых превзойдет самую высокую на сегодня оценку Голдман Сакс в 400 миллиардов долларов. Около 60 процентов всех ипотечных кредитов выданных с 2005 по 2007 обладали, по мнению профессора, «токсическими свойствами». Доступность всех видов кредитов значительно упадет.
Шаг 3 - огромные потери в кредитах без обеспечения: кредитных картах, авто кредитах, кредитах на образование.
Шаг 4 - понижение кредитных рейтингов страховщиков муниципальных облигаций (MBIA, AMBAC), которые не заслуживают ААА рейтингов. Эти компании оказались держателями самых радиоактивных ипотечных ценных бумаг, тем самым, превратившись в самых безрассудных спекулянтов. Списываем еще 150 миллиардов долларов.
Шаг 5 - таяние рынка коммерческой недвижимости.
Шаг 6 - банкротство крупного регионального или национального банка.
Шаг 7 - огромные потери в индустрии корпоративных выкупов с помощью кредитов (leveraged buy-outs). Сотни миллиардов долларов таких кредитов сейчас сидят на балансах банков.
Шаг 8 - волна корпоративных банкротств. В среднем американские компании находятся в неплохой форме, но значительная их часть малоприбыльна и обременена огромными долгами. Эти банкротства повлекут за собой потери на непрозрачном рынке свопов по кредитным банкротствам (размер действующих контрактов на нем равняется на сегодня 45 ТРИЛЛИОНАМ долларов). По очень скромным оценкам Рубини потери составят 250 миллиардов долларов. Обанкротятся некоторые страховые компании.
Шаг 9 - развал «теневой финансовой системы». Проблемы с хедж фондами, специальными инвестиционными инструментами (special investment vehicles) и другими экзотическими животными из мира финансовых производных усугубятся тем, что у них нет прямого доступа к финансированию от центральных банков.
Шаг 10 - дальнейшее обрушение фондового рынка. Банкротства хедж фондов, растущее количество требований по довнесению маржи и сворачивание коротких позиций приведут к резкому падению цен.
Шаг 11 - исчезновение ликвидности на большинстве финансовых рынков, включая межбанковский и денежный рынки.
Шаг 12 - «замкнутый круг убытков, уменьшения капитала, ликвидации активов с помощью судебных приставов и пожранные распродажи по ценам значительно ниже рыночной стоимости». В сумме убытки превысят 1 триллион долларов, и рецессия станет еще более серьезной.
Если рецессия продлится более полутора лет, то все попытки остального мира «оторваться» от американского кризиса будут бесполезны.
Сможет ли Федеральная Резервная система спасти Америку. Скорее всего, нет, отвечает Рубини. И дает этому восемь причин см. «Can the Fed and Policy Makers Avoid a Systemic Financial Meltdown? Most Likely Not».
Суммируя, эти восемь причин, можно сказать, центральный банк может справиться с проблемой нехватки ликвидности, а не банкротства. «Легкая» монетарная политика угрожает уже ослабленному доллару. Система кредитных рейтингов полностью разрушена безрассудством S&P, Fitch и Moody’s. Правительство ничего не сможет поделать с кризисом доверия и в этом корень проблемы.
Профессор Рубини, тем не менее, не оставляет надежды на то, что именно государство послужит спасителем американской экономики с помощью принятия новых надзорных законов и мер. Альтернативное решение проблемы было сформулировано в конце 20-х годов Эндрю Меллоном, министром финансов США: «Избавьтесь от рабочих, акций, ферм и недвижимости». «Паника вычистит гниль из системы. Высокая стоимость жизни упадет. Цены будут скорректированы и усердные граждане восстановят былое процветание».
http://bankir.ru/news/author/dmitry/472/117678