Общая картина

Jun 20, 2015 20:29


.
.
.
.
.

Вести со всех фронтов российской экономики настолько безрадостные, что мне не вполне понятно, как мы собираемся выживать в ближайшие годы. Ну например, аресты российских счетов во Франции и в Бельгии в связи с невыплатами 52 млрд по делу Юкоса (точнее, по двум делам).  Если не будут платить, то, вероятно, арестуют постепенно все, включая иностранные счета Газпрома, уран и нефть. Так что, скорее всего, будут платить. Это дополнительная нагрузка на российский бюджет на фоне такой мелочи, как расходы на Крым (дотационный Крым обходится казне в 125 млрд рублей в год, примерно как две Чечни). Про необходимость выплаты долгов западным компаниям (в 600 млрд долларов, при отсутствии возможности перекредитоваться), я уж и не говорю.
.
А что промышленность? Объемы промышленного производства в России сокращаются четыре месяца подряд. Причем, наиболее существенное падение в мае 2015 года было зафиксировано в сфере обрабатывающих производств - здесь выработка сократилась (по сравнению с маем 2014 года) на 8,3% (1). В итоге, падение промышленности достигло рекордных с 2009 г темпов. Переработка нефти в РФ (вся!) находится  на грани банкротства, а при падении существующих цен на нефть, производство нефти будет падать (2). Так что, все разговоры об импортозамещающей индустриализации  - не более, чем простое сотрясение воздуха.
.
Кстати, зависимость РФ от иностранных технологий огромна. "Станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%)» (Сергей Цыб, замминистра Минпромторга, «Российская газета», 05.08.2014). «Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности…»". Поэтому есть серьезные основания думать, что в случае дальнейшего ухудшения отношений с Западом, Россию ждет "технологический коллапс"  (3).
.
Кризис промышленности органично дополняется финансовым кризисом регионов. По мнению представителей Высшей школы экономики 20 российских регионов фактически в состоянии дефолта и региональные бюджеты начинают сокращать социальные расходы (4).
.
Совсем плохо обстоят дело с экспортом. "Даже после всех санкций и антисанкций, уже в первом квартале 2015 года, на долю Европейского союза пришлось 45,4% российского товарооборота, а на страны СНГ - 11,4%, ЕАЭС - 6,4%, АТЭС - 28,1%... Не стройте иллюзий! Никакой переориентации нашего экспорта на новые рынки не случилось: товарооборот с Китаем в первом квартале 2015 года составил всего $15,3 млрд., что на 28,7% меньше аналогичного периода прошлого года... Кстати даже эти 45,4% товарооборота в ЕС в абсолютном выражении все равно означают значительное падение. Так например, товарооборот с Нидерландами упал до $11,3 млрд. (-37,2%), с Германией - до $11,2 млрд. (-34%), с Италией - до $8,5 млрд. (-26,2%)..." (5).
.
Есть серьезные сигналы о кризисе банков.  По мнению финансиста С.Рабиновича: "Если всю российскую банковскую систему подвергнуть современным международным правилам и тестированию на устойчивость, которое периодически проводится регуляторами в США и ЕС для их банков, то все российские банки, включая самые большие, были бы признаны банкротами, или, как минимум, с недостаточным капиталом, для того, чтобы оставаться в банковском бизнесе. Российская банковская система - это живой труп, которому осталось ходить на своих двоих совсем недолго. У российского правительства нет средств даже для того, чтобы во время системного банковского кризиса национализировать крупнейшие банки (национализировав, таким образом, их обязательства перед вкладчиками за счет самих вкладчиков-налогоплательщиков)" (6).
.
По мнению доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ Александра Аузана "сейчас наступает клиническая смерть экономики. Это состояние, когда останавливается экономическое сердце - инвестиционный мотор. Замедление идет с 2011 года, это не неожиданность для экономистов. Санкции, падение цен на нефть только обострили и ускорили то, что все равно бы произошло... Россия 50 лет, с 1965 года, с открытия Самотлора - крупнейшего в РФ нефтяного месторождения - боролась с желанием выйти на пенсию. Месторождение было открыто в тот момент, когда пытались проводить косыгинские экономичес­кие реформы. И власть решила: бог с ними, с реформами, когда есть нефть. С тех пор это решение неоднократно воспроизводилось разными властями страны. Семь-восемь лет назад экономисты, работавшие над стратегией 2020, дружно сказали: "Сырьевая модель уходит, внутренний спрос недостаточен, поэтому нужно менять модель, иначе произойдет необратимое. Это необратимое и происходит"". (7)
.
Один из крупнейших российских экономистов, Сергей Гуриев, дал следующий прогноз. Полномасштабный кризис в российской экономике может произойти в конце 2015 - начале 2016 года. При нынешних ценах на нефть прогноз такой: российская экономика войдет в рецессию, спад составит примерно 4% ВВП. 25 декабря прошла утечка из правительства РФ, которое рассматривает новый вариант бюджета. Этот вариант предусматривает как раз 4-процентный спад в 2015 году. При этом дефицит бюджета составит 3,5% ВВП. И 70% Резервного фонда будет потрачено уже в следующем году. По мнению Гуриева, если ситуация с ценами на нефть и санкциями не изменится, Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в 2016 году. Однако правительство не учитывает дополнительные риски, считает экономист: в частности, новые санкции или дальнейшее снижение цен на нефть. При нынешнем политическом курсе трудно ожидать отмены санкций, которые, с учетом цен на нефть, усиливают изоляцию России (8).
.
Любопытно было собрать вместе все эти сообщения, для того, чтобы попытаться увидеть общую картину.  Экономика РФ оказалась в положении больного, у которого постепенно отказывают сердце, печень, легкие и почки - банки, промышленность, торговля и региональные бюджеты с их системами социального обеспечения находятся в глубоком кризисе. Дело осложняется тем, что у больного явные проблемы с головой, что ведет к опасным авантюрам. При этом, в больное тело медленно вливаются токсины - санкции. Санкции и заморозки счетов делают российские государство и компании все более токсичными, т.е. увеличивают риски, что ведет к отказу бизнеса от новых контрактов и к выводу денег из РФ.
.
1. Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/16/06/2015/55802f829a7947c8fe81be00
.
2. Глава «Русснефти»: переработка нефти в России на грани банкротства.
http://tvrain.ru/teleshow/peterburgskogo_ekonomicheskij_forum_2015/hoteli_kak_luchshe_poluchilos_kak_vsegda_glava_rus-389462/
.
3. Россию ждет технологический коллапс.
https://slon.ru/posts/53279
.
4. http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/19/visshaya-shkola-ekonomiki-20-rossiiskih-regionov-fakticheski-v-defolte#/.VVsokmIj1Ko.facebook
.
5. http://glavpost.com/post/11may2015/blogs/31763-alfred-koh-v-evrope-k-vlasti-prihodyat-politiki-zhestko-nastroennye-protiv-rossii.html
.
6. http://krizis-kopilka.ru/archives/18383
.
7. http://udf.by/news/economic/123624-dekan-mgu-seychas-nastupaet-klinicheskaya-smert-rossiyskoy-ekonomiki.html
.
8. http://www.newsru.com/finance/29dec2014/gurievprognos.html
Previous post Next post
Up