Давненько не бывала на выставках, но это мы с подругой, как коренные москвички, считаю, пропустить не имели права.
Решено - сделано.
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х" проходит в Музее Москвы, в котором я, кстати, оказалась впервые.
Вид из окна во внутренний дворик.
Хотели взять билеты с экскурсией, но было всё забронировано на нужное нам время. Правда, потом мы ту самую экскурсию встретили в зале, при желании спокойно можно было присоединиться. Рассказывали не скучно, с юмором.
Залы разделены на подтемы: «Женщина и революция», «Героиня НЭПа», «Жизнь работницы», «Художница и муза», «Превращение в памятник», «Ударница», «Жить стало лучше», «Жены инженеров», «За кулисой» (о тех, то остался не у дел, например, в связи с репрессиями).
Итак, какой же предстала передо мной москвичка 20х-30х годов?
Женщина, стремящаяся к свободам, равенству. Желающая вырваться из домашнего рабства и заняться общественной деятельностью: революционерка, рабочая на заводе, стахановка, партийный работник …
Покажу вам лишь часть того, что показалось мне лично особенно интересным. Всё, конечно, не имело смыл фотографировать.
Соответствующая агитация.
Сегодня интересно читать такое.
Женщина хочет работать на тяжелых производствах, ни в чем не уступая мужчинам.
Интересно, проходит все лишь каких-то 10-15 лет и женщина уже управляет самолётами :).
Картина Александра Моравова "Подсчет трудодней".
Смотрите какое вышитое пано почти во всю стену "Выступление Владимира Ленина на фабрике Трёхгорной мануфактуры".
Ручная работа таких размеров поражает.
А это парадный портрет Героини Социалистического Труда метростроевки Татьяны Федоровой, фотографии которой в 1930-1940-х годах печатались во всех журналах.
У нее стремительная карьера: бригадир бетонщиков, бригадир стахановской молодёжной бригады чеканщиков, начальник шахты, начальник строительно - монтажного управления и в 1960-х - заместитель начальника Московского метростроя.
Интересный документ 1935 года. Почетная грамота за переход Москва - Тюмень. 10 женщин - работниц Московского электрозавода имени т. Куйбышева прошли 2100 км за 31 день. Такой переход был организован в ответ на лыжный переход Тюмень-Москва "пяти отважных жён начсостава 65 стрелковой дивизии".
Вот это мне нравится :).
Картина Ольги Яновской "Артисты Большого театра приветствуют ударников производства в ложе".1935 г.
Конечно, среди рабочего класса были и другие женщины, общественно порицаемые, но обожаемые людьми творческими.
Вот образ поэтессы Веры Инбер - дива московской богемы, муза художника Александра Тышлера. Ее стихи пели Александр Вертинский и Иза Кремер.
В те же 20 годы была развернута активная борьба с проституцией. Бывших отправляли в земледельческие коммуны, профшколы или трудовые колонии для получения профессии.
Смотрите, какой забавный плакат.
Здесь строгая работница против утонченной дамы древней профессии.
И вызывающие сегодня улыбку стихи Демьяна Бедного "Ночная панель".
Вот чему должна быть крышка,
Вот вести с чем надо бой:
Строя старого отрыжка
На панели пред тобой!
Перья, пудра, краски, мушки,
Блеск поддельной красоты,
Продающиеся "душки"
Безобразные "коты".
Заразное наслаждение,
Визг распутный до утра.
Это злое навождение
Прекратить давно пора.
Надо кончить с гнойной свалкой,
Оздоровить города
Пролетарскою закалкой
Женской воли и труда
Поскольку среди московских производств того времени текстильная промышленность занимала одну из ведущих ролей, то на выставке большое внимание уделено текстильщицам. В частности, нам представлено несколько личных историй конкретных женщин, среди которых, например, сестра Владимира Маяковского и Вера Мухина, которая начинала свою карьеру с разработки театральных костюмов.
Людмила Маяковская на Трёхгорной мануфактуре готовится к международной выставке в Париже 1925 года.
Один из выставочных образцов, выполненных в технике "узелки".
Эскиз Валентины Ходасевич костюма для катка для журнала "Искусство одеваться".
А это одна из обложек, которая мне понравилась больше других. Курортная или круизная мода.
Вполне современненько и сегодня :).
А вот и творения Мухиной - шляпки, панамки.
Мы с подругой вместе отметили, что к концу экспозиции снова женщина "становится" семейной женщиной, а не только революционеркой и передовой работницей. Скорее всего организаторы, это и хотели показать.
Но тема детских садов актуальна и сегодня, правда, яслей, кажется, уже нет, так как отпуск по уходу за детьми, слава Богу, у нас 3 года.
И я думаю, сегодня мало кто из дам отказался бы поддержать некоторые предложения по введению четырехдневной рабочей недели или укороченного рабочего дня.
После посещения зашли на территории музея поболтать в милую маленькую кафешку.
У них очень вкусный кофе!