На ретропаровозе к Детской железной дороге в Кратово

Aug 19, 2019 09:01



"До чего народ доходит: самовар в упряжке ходит"

После того как мы весной увидели настоящий паровоз в Москве (писала здесь) мы загорелись обязательно на нём прокатиться. Нашла в Интернете варианты экскурсий от РЖД на таком паровозе по городам и весям. В итоге выбрали поездку на Детскую железную дорогу в подмосковный посёлок Кратово (она же Малая Московская железная дорога). Ехать недалеко (с грудным ребёнком особенно актуально) и старшенькому кроме самого паровоза будет интересна детская дорога.

Трогаемся с Казанского вокзала. В составе два старинных паровоза и один современный вагон. Два паровоза? Да, один уже не тянет.



В поезде посадка чётко на свои места. В пути проводники угощают чаем с печеньками. Пить чай в паровозе - это отдельное незабываемое впечатление. В вагоне прилично пахнет дымом и постоянно дёргает так, что чай расплёскивается. Особенно сильно это ощущалось на обратном пути. Два цилиндра у двигателя - два толчка - мы едем на грузовом паровозе. Пассажирские машины были мягче, с 3мя или 4мя цилиндрами.



Экскурсовод всю дорогу рассказывает интересные факты из истории железных дорог и паровозов.
Паровоз состоит из тендера (вагон с углем), котла (здесь при смешении огня и воды образуется пар) и экипажной части (паровые машины и ведущие колеса).
Экипаж - 3 человека: машинист (ведёт паровоз), помощник машиниста и кочегар. Причём у помощника машиниста самая тяжелая работа. Он, кроме всего прочего, оказывается, топит паровоз! А кочегар только готовит топливо для помощника машиниста в тендере, перебрасывая его поближе к топке.
Рабочее место машиниста паровоза правильно называется не кабина, а будка. Почему? Машинист при движении, что бы лучше разглядеть пути в дыму (особенно зимой), всё время вынужден высовываться в окно чуть ли не по пояс, что похоже на то, как собака высовывается из будки.
С появлением железных дорог в России появляются новые скорости передвижения и новые возможности. Так, например, до этого из Москвы до Петербурга на лошадях добирались месяц, на паровозе стали - сутки. До Коломны - неделю, по железнодорожным путям - 5-6 часов.
Гид нам попался с юморком, поэтому когда он сообщил, что проехали пункт назначения, мы подумали, что это очередная шутка. Но оказалось, что нет. Невероятно, но машинист проскочил нашу остановку и мы доехали до станции "Раменское" вместо "Отдых". Не зря экскурсовод в самом начале говорил, что сколько он уже работает на ретропоезде, одна поездка не похожа на другую. Как можно проехать одну единственную станцию до которой едешь без остановок??? :) В принципе, это ЧП. Так как детская железная дорога работает по расписанию и наша группа рискует туда не попасть. Экипаж паровоза и организаторы тура принимают решение срочно перегонять паровоз на разворот. Пассажиров высаживают в Раменском, отцепляют вагон и туту, помахав нам ручкой.



Конечно, за нами вернулись :).
Зато мы своими глазами посмотрели как расцепляют и сцепляют вагоны и теперь у меня есть редкое видео рассцепки паровоза! :-р

image Click to view



От станции "Отдых", где в итоге всё-таки остановился наш паровоз, мы спешно перешли по подземному переходу к Детской железной дороге. Перед нами её конечная станция "Юность". Успеваем на последний поезд.
Детская железная дорога - это не игрушка и не аттракцион. Движение поездов здесь было открыто 2 мая 1937 года. Сегодня протяжённость путей - 4,962 км. Имеется четыре станции, расположенных в посёлке Кратово. Курсируют три небольших локомотива и шесть пассажирских вагонов. Дети здесь не играют, а по-настоящему на практике осваивают железнодорожные профессии: машинист, стрелочник, диспетчер, контролер и другие. На работу принимают ребят с 5 по 11 класс (но зарплату им, к сожалению, не платят). В общем, не смотря на малые размеры (путей, поездов, и работников), тут всё серьёзно.





Расписание работы Детской железной дороги.
Сезон движения поездов начинается в конце мая и заканчивается в последнее воскресенье августа. Обратите внимание, что работа дороги также зависит от погодных условий.



Стоимость проезда по Детской железной дороге.



На станцию прибывает состав во главе с тепловозом ТУ2-129. Данный поезд был выпущен на Калужском машиностроительном заводе в 1956 году, в Кратово курсирует с 1969 года. Старенький какой, но сохранился неплохо.





Мы занимаем сидячие места. Не знаю, насколько это видно на моём фото, но вагончик маленький, прям детский: узкий и даже сиденья небольшие. В вагоне следят за порядком несколько ребят. На промежуточной станции "Школьная" заходил контролёр проверять билеты.



Мы едем по старому дачному посёлку Кратово. Кусты, заборы,чьи-то дачи мелькают за окном близко-близко. Интересно, каково живётся, когда прямо под окном у тебя ездят поезда :). Может быть именно с этим связано такое расписание движения или, в том числе, и с этим.
Вот мы прибыли на конечную, на "Пионерскую".



К сожалению, из-за задержки паровоза у нас не получилось полноценной экскурсии по Детской железной дороге. Фактически мы только прокатились из пункта А в пункт Б. Моё любопытство "как это работает" осталось неудовлетворённым.





Депо.



Обратно от станции детской железной дороги "Пионерской" к станции "Кратово" Рязанского направления, где нас ждал ретропаровоз, чтоб отправляться в Москву, мы шли через Кратовское озеро. Очень даже живописно. К сожалению, времени совсем не было, чтоб погулять в парке у озера. Если бы мы приехали самостоятельно без экскурсии, то обязательно отдохнули бы здесь.



На обратном пути паровоз почему-то не пришёл к платформе, где мы его ждали. Пришлось садится прям с насыпи - необычно.



Был смешной момент. Паровоз остановился по среди путей. Наша группа двинулась на посадку. Я ждала в очереди и садилась одна из последних, так как была с коляской. Вдруг стоящая рядом со мной пожилая женщина спрашивает: "А куда идёт этот паровоз? Покатает и обратно?". Я отвечаю, что идёт обратно в Москву. Это экскурсия. Она всполошилась, занервничала: "Как в Москву? Ой, у меня туда дочка с внуком сели. Что ж делать?". Проводник стал кричать имена зайцев, чтоб выходили. Я уже шла по вагону к своему месту, а откуда-то из глубины протискивались на выход женщина с ребёнком. Было смешно и странно мне. Вот что у людей в голове? Они гуляют или ждут электричку. Вдруг видят паровоз подходит и останавливается (да, это удивительно - его все на протяжении нашего пути фотографировали). Какая-то толпа людей садится в поезд. И они тоже лезут! Причём в первых рядах (видимо, чтоб занять получше места, как обычно). С чего ты лезешь в паровоз? Узнай хотя бы, что к чему, откуда такое чудо, куда едет... Такая глупая ситуация развеселила уставших экскурсантов.

Вот так исполнилось наше желание покататься на ретропаровозе. Не смотря на специфические условия проезда (дёрганье, дым), мне всё равно понравилось. Необычный опыт. Это ещё мы ехали, можно сказать, с комфортом, а раньше в первых поездах и удобств-то особо не было: зимой не топили и проводник выдавал пассажирам медвежьи шкуры, или топилась только печь-буржуйка в центре вагона, а в Европе в 4м классе вообще не было даже скамеек, чтоб сидеть.
Жаль только, что от Детской железной дороги остались скомканные впечатления.

путешествия, впечатления

Previous post Next post
Up