Музей Отечественной войны 1812 года

Dec 07, 2015 09:00



Картина В.В. Верещагина "Наполеон I на Бородинских высотах"

В самом центре Москвы, на площади Революции, в здании бывшего Музея В.И. Ленина, уже как 3 года работает новый музей, открытый к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. А Музей Ленина полностью ликвидирован. Кстати, именно в нём меня когда-то, в другой жизни, принимали в пионеры.
И вот, в позапрошлую субботу, спустя много-много лет я снова оказываюсь в этом историческом здании. Мы с мужем попали туда на интереснейшую экскурсию. И с экскурсоводом нам повезло - молодой, увлечённый человек, - Мачехин Игорь Сергеевич, который сам участвует в реконструкциях сражений войны 1812 года.
Музей большой, в 2 этажа. Каждый зал разбит на темы. Первый этаж - вводная зона: "Россия и Франция: между миром и войной. 1801-1812 (Александр. Наполеон. Расширение Французской империи. Подготовка к войне...). Второй этаж - непосредственно Отечественная война 1812 года (от Немана до Смоленска, Бородино, Московский пожар...) и Заграничные походы 1813-1814 годов.
Мы ходили по залам около 3х часов, но совсем не устали. Было настолько интересно, что даже не заметили, как пора было расходиться. Сейчас я вам покажу то, что наиболее мне понравилось и запомнилось.
Кстати, что важно, - 99% вещей и документов в музее подлинники! Около 20 тысяч предметов сейчас находится в хранилище и только 2 тысячи выставлено в зале.




Свидание Наполена, Александра I и Фридриха Вильгельма III в Тильзите 26 июня 1807



Гравюра Ж.Авриля по оригиналу Ф.де Мейса 1805 г. "На случай восшествия на Российский престол Государя Императора Александра I. Аллегория". "Вверху на облаках запечатлен образ Екатерины II и образ Петра I, которые в благословении поддерживают медальон с портретом Александра I. Ниже купидон с лентой, на которой надпись:«d’Alexandre a jamais vous viendra lebonheur | rendre son peuple heureux, estle voeu de son coeur» (От Александра всегда вам будет счастье; сделать свой народ счастливым - желание его сердца). Внизу Россия, в образе императрицы Елизаветы Алексеевны, подносит на подушке корону, скипетр и державу. Петр изображен в образе главы сонма античных богов Зевса (Юпитера), символ которого орел с небесным огнем в лапах, Екатерина - в прообразе богини Геры (Юноны), мифологической жены Зевса, одним из атрибутов которой считались павлины. В нижней части слева и справа фигуры божеств и аллегорических символов древнего мира: Меркурия, Флоры, Геракла; трех граций, поверженной Медузы Горгоны; фигурки путти с атрибутами власти, искусств и военной доблести. Под гравюрой российский герб и подпись: «Peint par Ferdinand de Meys.-Grave par Avril a Paris 1805. | На случай возшествия на всероссийский Престол. | Государя Императора Александра I го. | посвящено и поднесено | Ея величеству всеавгустейшей Государыне Императрице Елисавете Алексеевне.| Преданнейшим и всепокорнейшим слугою Фердинандом де Мейсом - Alexandre Ier. empereur detoutes les russies | a son avenement antrone | Dedie et Presente a | Sa Majeste l’Imperatrice Son Auguste Epouse. | ParSon tres humble et tres obeisant Serviteur Ferdinand de Meys. | A Paris Rue Cassette № 24». Примечательно, что гравюра была выполнена в 1805 году в Париже, когда Россия и Франция уже находились в состоянии войны." (информация с сайта музея). На гравюре в центре видны очертания Петербурга.



Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии с вензелем Александра I.
Справа медальон с волосами Александра I.



Новый Завет в золотом окладе - по легенде музея - подарок будущему Императору Александру I от бабушки Екатерины II. Именно она завела в России традицию делать наследникам престола подобные подарки - Священные книги.



Подлинные награды Наполеона 150 лет хранились в Германии. Были вывезены в СССР в 1946 году в порядке реституции.
Самая любопытная для обывателя - Орден слона - высшая награда Королевства Дании. Единственный в мире объемный орден. Носится на цепочке на левом бедре. Этот орден в Дании вручают до сих пор.





В центре одного из залов первого этажа можно увидеть чёрный столб. Это модель Вандомской колонны, установленной в Париже по указу Наполеона в честь победы в сражении при Аустерлице. Высота колонны 44 метра. На колонне 426 бронзовых барельефа на различные военные сюжеты, отлитые из захваченных орудий австрийской и русской армий.
За колонной бюсты - родные и близкие Наполеона.



Первая подробная карта Российской империи, созданная военными топографами в 1805 года более чем на 100 листах (на стенде печатная копия 8 листов). Внизу лежит папка для её хранения. Французы каким-то образом добыли копию этой карты, перевели её на французский и увеличили в масштабе. В центре стенда представлен лист карты Европейской России, изданной в 1812 году Главным Военным депо французского Генерального штаба. Такие карты были у французского генералитета во время войны 1812 года. На карте не указаны дороги, только направления, что запутало французские войска и снизило скорость их передвижения.



При подготовке французской армии к вторжению в Россию Наполеон решает провести секретную операцию - напечатать поддельные Российские государственные ассигнации (деньги), чтобы ими оплачивать в России закупки продовольствия и фуража, а также платить жалование своим солдатам. Фальшивки печатались несколько лет, предположительно с 1810 по 1812 года. Выполнялись очень искусно, но всё-таки имели ряд отличий от оригиналов, например: подпись не рукописная, исполненная тушью, а напечатанная типографским способом; опечатки ("госуларственный", вместо "государственный", "холячею" вместо "ходячею"); иная бумага.
На стенде первая ассигнация - оригинал. Вторая и третья - фальшивки.



В форме русских солдат преобладает зелёный цвет, у французов - синий. Форма кажется слишком маленькой. Но на самом деле люди в то время были почти такими же как и сейчас, лишь на 10 см в среднем ниже. Форма сделана из сукна и садится примерно на 2 размера в 50 лет. Представленные образцы уменьшились за время хранения на 4-5 размеров.
Многих удивляет, почему штаны у солдат белые, ведь легко испачкать. Но белый материал дешевле и его проще выбелить, чем красить. Кроме того, военные носили всегда с собой мел и закрашивали им загрязнения.





Содержимое солдатского ранца. Реконструкция 2012 года. Кирпич терли на тёрке, смешивали с маслом и чистили ружья. Но это было редкостью, чистить кирпичом можно было только ржавчину, а до такого состояния оружие доводили редко. Интересно, что ружья того времени могли производить только 3 выстрела в минуту. Дальность стрельбы была не высока, стреляли, когда видны были белки глаз - примерно 100 шагов.





Французский сапёрный тесак Императорской гвардии с Гальским петухом использовали как пилу/топор.
"В каждом полку французской пехоты было несколько саперов. В бою они играли роль штурмовиков, прокладывающих дорогу на пересеченной местности, вышибающих двери, ломающих баррикады и т.д. На парадах они шли «в голове колонны» вместе со знаменной группой и музыкантами. Имели заметные отличия в униформе: носили окладистые бороды, широкие кожаные фартуки и перчатки с большими крагами, в армии чаще всего на головах вместо киверов были меховые шапки. Помимо особого тесака вооружались большими топорами. Во французской армии эта традиции сохранилась и поныне." (информация с сайта музея).




Фото современного французского парада из Интернета.

Походная кухня из обоза наполеоновской армии, изготовленная по заказу в Германии. Это единственный экземпляр в мире, дошедший до наших дней. Доподлинно известно, что отбит он был у французов под Вязьмой казаками генерала-адъютанта графа Орлова-Денисова. Дровяная печка подогревала воду в баке, в котором вывешивался бачок для приготовления пищи - водяная баня. Приготовление пищи могло осуществляться и на ходу. Кухню тянула одна лошадь. Сзади имеется даже кофейник. Скорее всего такой кухней мог пользоваться только офицерский состав.
Кстати, порох в армии использовали как соль в кашу, так как на вкус он солоноват.





Русский походный самовар на 2,5 литра и французские походные столовые приборы лично принадлежали Кутузову. Приборы - подарок Суворова.



Походная кровать. На ней клеймо: императорская корона и надпись: DESOUCHES. Считается, что она принадлежала самому Наполеону. Была захвачена русскими войсками при переправе через Березину. Кровать складная. На спинке видно чехол с карманами, куда во время сна императора складывали важные донесения.



Обращение (афиша) главнокомандующего в Москве графа Ф.В. Ростопчина к московским жителям с известиями о Бородинском сражении



Смоленская икона Божьей матери из собрания Исторического музея повторяет древний чудотворный Смоленский образ. В 1602 году с древней чудотворной иконы Богоматери Смоленской был сделан список, который поместили в башне смоленской крепостной стены, над днепровскими воротами. Когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону-список взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы эту икону носили между войнами, чтобы укрепить их дух и ободрить перед генеральным сражением. Иконы с образами Смоленской , Иверской и Владимирской Богоматери в день Бородинского сражения также обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен. До 1941 года та Смоленская икона Божьей матери пребывала в Смоленске в Успенском соборе, после её судьба неизвестна.



Как все знают, в 1812 году Москва была сожжена. Но почему случился пожар доподлинно не известно. Экскурсовод озвучил нам несколько популярны версий:
Москву поджигали русские, которые жгли склады с провизией, оружием, чтоб не досталось французам.
Французы подожгли, чтоб скрыть следы мародёрства, за которое у них полагался расстрел.
Пожар случился из-за неумелого обращения с походными печами.
Пьянство вошедших в Москву французов и соответствующее разгульное, неосторожное поведение.
Самый первый очаг пожара - Замоскворечье, где жило в основном купечество. Очаги возгораний быстро распространялись по деревянным постройкам из-за ураганного ветра сентября 1812 года.
Гравюра 1813 года, раскрашенная акварелью, на которой изображён план Москвы после пожара. Чёрное - это сгоревшие районы, красное - то, что осталось.



Портреты героев партизанской войны художника А. Смирнова, 1813 год.
Герасим Матвеевич Курин - организатор крестьянского вооруженного отряда в районе города Богородска.
Василиса Кожина жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии несколько раз участвовала в конвоировании захваченных пленных французов и однажды убила косой дерзкого французского офицера.




Зрительная труба и портфель Кутузова, а также чресплечная Лента ордена Святого Георгия, которая предположительно также принадлежала главнокомандующему русской армии Кутузову. Лента и Орден Святого Георгия - высшая военная награда страны и тогда и сегодня. Кутузов получил её в феврале 1813 года и носил её всего-лишь 3 месяца до своей кончины (поэтому выглядит как новая). Кстати,не смотря на то, Кутузов дважды был ранен в голову, никакой повязки у него на глазу никогда не было.



Это свинцовая пуля (в самом центре), которая попала во время Бородинского сражения полковнику Хлопову в бок и застряла в позвоночнике. Полковник прожил с ней 28 лет. Когда рана стала сильно беспокоить, он отправился в Швейцарию на операцию по удалению пули. Но был неудачно задет позвоночник и Хлопов умер. Жена в память о муже сделала такое вот оформление пули в серебре.



Найденные на Бородинском поле пуговицы от французских мундиров. Номера - это номера полков.



В экспозиции представлены сани, в которых по музейной легенде, в ноябре 1812 года Наполеон покинул Москву.





Крепостные ключи - трофеи русской армии от городов: Дрезден, Кёльн, Данциг, Бред, Бремен, Лейпциг, Брюссель, Гамбург, Утрехт.



И в последнем зале музея представлена экспозиция из 19 подлинных картин Верещагина серии "Наполеон I в России".

"Зарево Замоскворечья" 1887-1895 гг.















Вот такие вот впечатления у меня остались благодаря сообществу mosblog. Отдельное большое спасибо за организацию и приглашение Михаилу tushinetc!.

выставки, впечатления

Previous post Next post
Up