Тем, кто читал и ценит "Зримую тьму" Голдинга

Mar 11, 2013 23:37

Очень интересно и глубоко сказано другом http://zoa-mel-gustar.livejournal.com/650627.htmlRead more... )

Leave a comment

shpol March 12 2013, 16:21:11 UTC
Да, диалога, спасибо :) В том же порядке.
1. А почему они должны хотеть? Если у них нет объективных внешних точек опоры? - (Иоанн.6.44).
О том, как неустойчивы совесть вне религиозного фундамента, социальные нормы и пр. можно и не говорить. Педигри, Софи, Тони (см ней вообще малопонятно) живут в своем мире, в котором законы таковы.
2. О молитве Мэтти и пр. Все это вполне укладывается в схему духовной прелести, даже, я бы сказал, стандартный случай. Подлинное визионерство в духе требует великого рассуждения и осознанного смирения - что в Мэтти не видно; он как-бы плывет в своей особой вселенной. Кстати, не вполне понятно, кому под именем БОГА он молился; не в намеке ли на некий сдвиг есть его особое отношение к Библии? (К слову, и в этом варианте - нее вижу вины Мэтти, как и других "злодеев"). Еще раз: сострадать и понимать заблудшесть -да, но не осудить.
3. Вот на это трудно возразить, я тоже так думаю (почему и назвал версию бредовой). По все же... Почему озвучил? Есть тонкая возможность - вспомним знаменитые слова Кайафы, да и вообще все события распятия: злодей по злодейским побуждениям реализовали величайший из Промыслов Божьих...

Reply

zoa_mel_gustar March 12 2013, 18:16:47 UTC
1. Не то чтоб должен... Но, на мой взгляд, это уже снимает вопрос о невинности. Пусть Педигри не волен в том, что делает, когда на него накатывает ритм, но этого ритма он вольно желает и одобряет его.
Кстати, в романе несколько раз упоминается, что ему предлагали кастрацию. Это, как мне кажется, серьёзная жертва, и я отнюдь не считаю, что отказ принести её даёт на моральное право его осудить - но всё-таки у Педигри был выбор.

2. Конечно, всё это весьма похоже на прелесть (особенно учитывая его восхваления "ангелами" на поздних страницах дневника)... И, несомненно, у Мэтти было довольно смутное и едва ли могущее быть признанным ортодоксальным представление о Боге (но это, думается, всё-таки оправдывается тем, что он человек и необразованный, и не вполне вменяемый). Но всё же, как мне кажется, нет и особых предпосылок к тому, чтоб с Мэтти случилось подобное.

Я лично решил для себя, что "безумец" и "пророк" - не два варианта, из которых надо выбрать... Если брать библейскую терминологию я (надеюсь, не слишком кощунственно) назвал бы Мэтти "судьей" - одним из очень пёстрой категории людей, которых Бог избрал, чтоб показать нечто или способствовать промыслу, при том, что они необязательно самые достойные, необязательно понимают вполне свою роль и это (в случае, например, Иеффая) даже не обязательно хорошо для них самих. По-моему большей частью видения Мэтти - произведения его собственного нездорового сознания, но, судя по конечному результату, в этот бред вложена была некая крупица истины.
По крайней мере мне это кажется наилучшим способом объяснить крайне специфическую роль этого персонажа.

Reply

shpol March 13 2013, 13:55:12 UTC
1. Тут опять встает вопрос свободы выбора и детерминированности - так никем однозначно не решенный.
2. Согласен, возможны разные толкования.

Мда, нужно признать, что свести все к ясной схеме невозможно, и, кажется, это соответствует идее автора. Предмет нашей дискуссии кроется в том, что роман оставил в нас различные ощущения. Как я уже писал, мое чувство никак мрачным и безысходным не назовешь; скорее, напротив: какие-то проблески понимания и сострадания в том, что ранее я видел черно-белым. Сам я так и не понял, в чем источник такого ощущения (очевидно находящегося в антитезе прямому пониманию книги).
ПС. А вообще - не все же плохо закончилось, даже в мелочах. Педигри наконец умер, и последнее услышанное им было "Свобода". Мэтти умер, очевидно завершив свою задачу жизни. Мальчик жив. Эдвин и Сим получили возможность на старости лет повзрослеть, к тому же Сим выгодно продал исчерпавший себя в его жизни магазин. Софи скорее всего наконец попадет в среду, которая соответствует её устроению - тюрьму. Таинственная Тони не потеряла своей таинственности, и куда-то благополучно убыла с партнерами.

Reply

zoa_mel_gustar March 13 2013, 15:17:15 UTC
Справедливо - в смысле практических итогов всё не так уж плохо (хоть тот факт, что две смерти и возможное тюремное заключение - это хороший конец, тоже симптоматичен). Но и самое тягостное в романе - на мой взгляд, конечно - не столько конкретная событийная часть, сколько общая атмосфера, а она-то как раз никуда не делась (даже Педигри убежал от самого себя только в смерть).

Полагаю, это как раз тот случай (как, впрочем, и с любым произведением искусства), когда всё в глазах смотрящего. ^^

Reply

всё в глазах смотрящего shpol March 14 2013, 16:55:52 UTC
Именно так.
Как я уже писал, причина нашей дискуссии в том, что роман произвел на нас с Вами впечатления разные. На Вас "тягостное", на меня - умиротворяющее.

Reply


Leave a comment

Up