Май и июнь в
Долине гейзеров мы, сотрудники
Кроноцкого заповедника, живем на осадном положении. В это время окрестные горы еще повсеместно покрыты снегом, и только нагретые вулканическим теплом борта каньона реки Гейзерной образуют оазис первой зеленой травы, пиршествовать на которой собираются десятки медведей. К тому же это пора медвежьих свадеб. Звери, которые живут в заповеднике, и без того не очень избегают людей, а весной они просто теряют осторожность от гормонов любви.
Поэтому мы всегда настороже. Даже по тропке из домика в нужник можно нарваться на неприятности и просидеть пару часов на крыше дома или вершине березы. У местных медведей есть скверная привычка вздремнуть пару часов под деревом, на котором спасается человек, притом отчаянные вопли и эмоциональный поток ненормативной лексики никак не портят зверям сна.
Своих мохнатых соседей мы хорошо знаем не только в лицо (в морду?). Благодаря нашему старшему коллеге Виталию Николаенко, изучавшему медведей в Кроноцком заповеднике на протяжение тридцати лет, мы знаем истории жизни многих из них. Долгое время хозяйкой Долины гейзеров была медведица Темнолапка. В молодости очень любила заглядывать в окна домов, опиралась на стекла лапами, подходила вплотную к туристам и даже ходила за ними на экскурсии к гейзерам. За эти грехи её обездвижили «летающим» шприцом и вертолетом вывезли подальше от Долины и туристов. Через несколько дней она вернулась и снова стала подходить к строениям и людям. Администрацией заповедника ей был вынесен смертный приговор, но ни у одного из трех сотрудников, работавших тогда в Долине, не поднялась рука привести его в исполнение. Из кордона Жупаново был послан пешком инспектор, готовый застрелить Темнолапку, но за час до его прихода она неожиданно исчезла и появилась только следующей весной с маленьким медвежонком. Туристов она преследовать перестала, но до сих пор любит «поиграть» с хорошо знакомыми ей людьми, например, инспекторами заповедника. «Игра» заключается в том, что Темнолапка подходит бесшумно к человеку сзади и наслаждается видом неожиданного испуга. Не раз случалось, что в брачный период Темнолапка приводила прямо к нашему дому огромных перевозбужденных самцов, поэтому мы не покидаем дом без баллончиков с перечным газом, фальшфейеров или ружей, заряженных резиновыми пулями и сигнальными ракетами.
Брачный период, который у медведей называют гоном, длится с мая по конец июля. Самцы начинают уделять много внимания маркированию территории: они трутся об "чесальные" деревья, кусты, камни, чтобы оставить на них запах своего жиропота.. Кроме того, они устраивают "каталища", на которых они мнут траву, раздирают грунт, мочатся. На некоторых участках своих троп, самцы ходят "ходульным" шагом, с силой вдавливая лапы в грунт, выбивая своеобразные ямки. Каждый зверь обладает своим индивидуальным запахом, и, оставляя его на маркировочных точках, он как бы регистрируется в местном медвежьем сообществе.У самцов и самок снижается присущая им в другое время агрессивность друг к другу. Запах самки становится привлекательным для самцов. Порой по следу одной самки идут несколько претендентов.
Занятно наблюдать, как медведь и медведица знакомятся при первой встрече. Они издали начинают обнюхивают друг друга, потом тянутся друг к дружке с вытянутыми шеями и вытянутыми словно для поцелуя губами. Они напряженно обнюхивают друг друга, потом самка отходит или отбегает, словно приглашая к игре. Игра - важнейший элемент общения, в ней звери устанавливают доверие между собой.
Медведи - полигамные животные. Самка благожелательна для всех, но сильнейший самец отгоняет остальных претендентов и чаще всего становится отцом будущих медвежат. Хотя я наблюдал, что пока один великан гонял другого по склону горы, невзрачный по размерам, но находчивый самчик успел передать свои гены находчивости любвеобильной в этот период самке. Но обычно самец-доминант не подпускает к избранной им самке других ловеласов на несколько сот метров. Между равными по силе самцами в это время случаются драки. Вообще-то я не видел ни одного старого самца, не украшенного серьезными шрамами, а порой и увечьями.
Месяцев через восемь, во время следующей зимней спячки в берлоге, медведица принесет плоды нынешней любви - от одного до четырех крошечных медвежат, будущих хозяев тайги.
Медведь трется о маркировочное дерево, оставляя на нем свой индивидуальный запах.
Более слабый претендент, заложив уши от страха, спасается от разъяренного доминанта.
Романтичная процедура знакомства.
И не менее романтичные игры.
Жених и невеста.
Медвежье спаривание больше похоже на изнасилование: самец крепко держит свою подругу зубами за холку, а передними лапами сжимает ее тело.
Во время пика гона медведи увлечены друг другом, и "свадебному" фотографу проще приблизиться к ним на съемочную дистанцию. Мне это удавалось несколько раз.
А бывали случаи, когда самец вел себя настолько агрессивно, что пришлось обойти свадьбу стороной. Это один из таких моментов. Медведи спаривались на снежнике на фоне вулкана Зубчатка, но папарацци не рискнул подойти близко, так как рядом не было ни одного дерева, на котором бы можно было спастись в случае атаки. Лишь когда медведи остывали на снегу после бурной любви, я рискнул подойти к ним метров на пятьдесят, при этом самец следил за мной боковым зрением.