Лет тридцать назад медведи почти исчезли из Брянского леса. В те времена я жил на лесном кордоне Старое Ямное на территории будущего заповедника "Брянский лес". То есть проводил в лесу дни и ночи, но след медведя видел раз в несколько лет, и каждый раз это было событием. Самого медведя я впервые увидел уже после организации заповедника в 1987 году.
Теперь же ситуация изменилась. Медвежьи следы я нахожу каждый раз, когда попадаю в лес. Далеко даже ходить не надо, после последнего снегопада я нашел следы мишутки на растоянии километра от деревни!
Росту популяции бурого медведя в первую очередь способствовала хорошая охрана заповедной территории от браконьеров. Кроме того, начиная с 1996 года в заповеднике начала работать программа по восстановлению медведей. Местным косолапым, которых можно было пересчитать на пальцах одной руки, "освежили" генетику: было выпущено 14 медвежат-сирот, воспитанных по специальной методике на тверской биостанции "Чистый лес". Огромное спасибо Валентину Сергеевичу Пажетнову и его замечательной семье за привезенных медвежат, за успешный проект! Сейчас в заповеднике и его окрестностях обитают несколько десятков медведей. Некоторые из них сотрудникам заповедника известны "в морду", так как регулярно снимаются фотоловушками.
Брянские медведи не спешат залечь в берлогу. Продолжают жировать на желудях, которых в этом году хороший урожай. Вчера я протропил след одного из молодых мишек. Оказывается, наши медведи, как и камчатские, тоже любят рыбу! Только лосося у нас нет, зато есть караси и вьюны. В этом году из-за осенней засухи в лесных пойменных озерах воды осталось совсем мало, в некоторых буквально несколько сантиметров. Рыба стала доступна косолапым, чем они и пользуются, разбавляя желудевую диету.
Надо добавить, что задачи снять самих медведей я сейчас не ставлю, чтобы в предберложное время оградить их от стресса встречи с человеком. Пусть готовятся к зимовке спокойно. Поэтому не троплю свежих следов, а только вчерашние и позавчерашние.
Отдыхать мишки любят с комфортом, поэтому обустраивают свои лежки. Эта сделана из измельченного трухлявого пня.
И здесь медведь отдыхал на измельченной трухе от сгнившей ольхи.