В последнее время в среде фотографов - натуралистов (и не только) активно обсуждается этическая сторона фотосъемки в дикой природе. Это правильно. Фотография может не только спасать, но и разрушать.
Неумелый, но азартный фотограф, пытающийся без заранее обустроенного скрадка снимать птиц в гнездовой колонии угробит за час сотни птичьих жизней... Такие случаи известны. Например, с гнездовыми колониями пеликанов.
К сожалению, обсуждение превратилось в склоку… Противоборствующие личности и партии сумели даже вызвать
тяжелую артиллерию, которая влупила, в основном, по ложным целям, вместо того, чтобы поберечь боеприпас для реальных арьергардных природоохранных боев. Руководители российских природоохранных общественных организаций призвали нас, фотографов-анималистов, создать для самих себя свод правил, этический кодекс. Реально ли это?
У всех нас разные мотивы, почему мы занимаемся съемкой дикой природы... Кто-то просто хочет больше времени проводить на природе, кто-то удовлетворяет свою охотничью страсть, кто-то творческие амбиции, кто-то иллюстрирует свои научные изыскания... Поэтому этические подходы будут немного разными… Но в одном мы все обязаны объединиться - в стремлении помочь природе! Если есть это главное нравственное чувство, из него легко будет вытекать все остальное, свод правил будет существовать ненаписанным внутри нас...
Не навредить - это минимум. Но мы можем помогать природе и по настоящему! Есть потрясающий пример, который вряд ли будет превзойден. В сентябре 1999 года американский фотограф Майкл Николс совместно с исследователем Майком Феем организовали 15-ти месячную пешую экспедицию в дождевых лесах Западной Африки. Они прошли мегатрансекту длиной 3 200 километров через Конго и Габон. Майкл снимал черно-белые снимки самой экспедиции и цветные снимки дикой природы. Было опубликовано 3 фотоистории в журнале "National Geographic", рассказывающих об уникальных ценностях тропической природы и об угрозах для этих ценностей. Эти три фотоистории сделали то, его перед этим не могли добиться многие чисто научные экспедиции: президент Габона организовал сразу 13 национальных парков, которые заняли 11 процентов территории страны!
Из личного опыта: процесс создания заповедника "Брянский лес" был запущен моей фотовыставкой в Брянске и публикацией в областной газете фотоочерка под названием "Письма с кордона" или "Нужен Брянскому лесу заповедник!" Заповедник "Брянский лес" существует уже более 20 лет.
У нас в стране множество горячих природоохранных точек и мы можем помочь природе, рассказывая людям о сути проблем, показывая, что мы можем потерять. Байкальский БЦБК и Химкинский лес - это то, что сейчас на виду, в топах блогосферы (спасибо за это в том числе и фотографам). А сколько темных дел происходит в тайге, тундре, на шельфах морей, на великих сибирских реках? Что мы об этом знаем? Практически любой заповедник и нацпарк нуждается в помощи хороших фотографов. Зайдите на сайты ВВФ, Гринпис, региональных общественных организаций и посмотрите, как много проблем и как мало хороших снимков! Зайдите на сайты заповедников и увидите, что многие из них ведут борьбу за расширение охраняемой территории, обороняются от поползновений ретивых переустроителей природы. И они зачастую отбиваются в одиночку. Им необходима наша помощь! Отдельным постом я расскажу об опыте Международной лиги природоохранных фотографов
(ILCP), ведущей замечательную и успешную работу по сохранению дикой природы.
В современной России 75 процентов населения - это горожане. Большинство людей живет в мегаполисах с численностью более миллиона человек. Живет в параллельном мире с дикой природой. И жизнь многих сограждан, особенно занятых людей, делающих политику и делающих деньги, почти не соприкасается с дикой природой. А ведь именно эти люди определяют судьбы развития удаленных регионов, финансирование заповедников и национальных парков, охраны редких видов.
У большинства жителей городов-гигантов просто нет опыта общения с нетронутой природой. В отношении дикой природы взрослые люди бывают наивны, как дети. Фотография - это окно городского жителя в дикую природу, это мост между городскими людьми и дикой природой. И мы, фотографы, особенно профессиональные фотографы-натуралисты, - являемся послами дикой природы в современном мире. Какой мы дикую природу покажем, такой ее и будут представлять люди. Давайте показывать мир дикой природы правдиво, это поможет его сохранению.
Нужен ли какой-то этический кодекс для фотографов дикой природы? Должен он быть писанным или неписанным, как это часто бывает в профессиональных сообществах? Написать не сложно - сложно жить в соответствии с написанным, усмиряя страсти, азарт, соблазны... Две тысячи лет христианская часть человечество пытается следовать десяти библейским заповедям. Не у многих получается... В моральном кодексе строителя коммунизма было записано двенадцать пунктов, но они не спасли идею от краха.
В нашем же деле формально можно ограничиться буквально тремя универсальными пунктами (фактически, это сильно упрощенный этический кодекс Международной лиги природоохранных фотографов):
1. При съемке дикой природы необходимо минимизировать свое воздействие на ландшафт и ставить благополучие и безопасность объектов съемки превыше всего.
2.Цифровые манипуляции не должны искажать содержания снимка и обманывать зрителя. Если Вы по каким-то причинам трансформировали изображение, об этом должен знать зритель.
3. Фотография несет информацию, которая должна быть точной и честной. Неточные и нечестные подписи уменьшают доверие к фотографии.
Но это всего лишь опорные точки, а нравственный выбор в сложнейших ситуациях нам постоянно приходится делать самим.
Кто в теме - вспомните все скандалы в фотоанималистике последнего времени и приложите эти три простых пункта к тем ситуациям. Если бы авторы скандальных историй их соблюдали - все было бы ОК.
В нашей стране вводят этический кодекс для государственных служащих. Остановит кодекс сам по себе произвол чиновников и коррупцию? Вот-вот.
Я все-таки за кодексы, которые внутри нас...