PÖFF 2008

Dec 05, 2008 02:05

На днях смотрели в рамках PÖFF’a (Pimedate Ööde Filmifestival - ежегодный кинофестиваль Темных Ночей) "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего, взявшего в этом году в Венеции призы.
Смотрели в Русском драмтеатре (в виду того, что программа фестиваля очень упитана, фильмы идут не только в кинотеатрах), может еще и это повлияло на необычность ощущений, вызванных просмотром. Немного абсурдно смотреть кино, когда экран растянут над театральной сценой, по углам которой выглядывают недостаточно усердно спрятанные декорации, но притягательно абсурдно. Сидели на балконе, так что видели экран как бы немного сверху. Людей было много, когда пошли титры, даже раздались аплодисменты.
Почитала немного отзывов, там, где не поняли, обычно пишут про Байконур в грязи, про то, почему постоянно верблюд в кадре, зато не хватает детально правдивого воспроизведения того-то и того-то, про то, что унизили подвиг народа...Насколько люди не прочувствовали, о чем, ведь режиссер и не пытался спорить с их убеждениями.
Фильм о "приметах эпохи", как говорит один из персонажей, о непреложном перетекании одних примет из прошлого в будущее и о неминуемой утрате иных.
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне? (с)
А я отметила, что не выпирает, не царапает нарочитое стремление показать ту жизнь и время, что постоянно задевает меня в современном кино о прошлом. Это 60-е с промозглым ветром-дыханием межсезонья-безвременья (а точнее, "вневременья").
Вполне допускаю, что это кино может быть трудным для восприятия обычного зрителя. Но оно удалось: не загоняя в тоску, говорить о тяжелом, не впадая в заумность, не оставаться примитивным, и иронии много, с горьким оттенком, но она не раз заставляет дрогнуть уголки губ.
Перекрестные монологи. Схлестываются не люди - их воли и слабости. Почти не помню музыки, кроме нескольких грузинских мотивов, но в фильме текла живая, громко-разъедающе-жгучая жизнь. Которую, благодаря впечатляющей операторской работе, невозможно было не заметить. Катание на велосипедах - неоднократное, разными героями и с разным подтекстом совершаемое. Съемка, как сквозь белый фильтр. Обращение героев прямо к зрителю, с упорным взглядом в камеру.
А как хороша Хаматова. Все говорят, какая она хорошая актриса, но, наверное, в последние годы мне попались не те фильмы с ее участием (и потому не могла согласиться с мнением большинства), а теперь говорю - да, это так. Во всяком случае, в "Бумажном солдате" она переиграла и самого главного героя в исполнении Мераба Нинидзе.
Мысль о том, чтобы пересмотреть "Гарпастум", когда-то не оцененный, теперь не кажется такой уж напрасной.
А еще подумала, что сравнительно недавно российское кино не могло предложить ничего подобного уровня, а сейчас я сижу в театре и смотрю "Бумажного солдата"...

PÖFF, российское кино 2000-х, местное

Previous post Next post
Up