"Настройщик" Киры Муратовой

Sep 09, 2008 02:01

Кто пробудил в Ренате зверя, или Как украсть не миллион?

Муратову воспринимаю избирательно, конкретно этот фильм все-таки шел тяжеловато, потому что смотреть два с половиной часа картину, где минимум действия и специфичные диалоги (произносимые не менее специфичными тембрами и интонациями голосов, как часто у Муратовой) - требует определенной, неослабевающей концентрации внимания. Несмотря на это, мне понравилось. Это один из немногих интересных и стоящих отечественных фильмов последних лет (хотя последний фильм Муратовой «Два в одном» в чем-то понравился мне даже сильнее; это черная комедия абсурда).
Все гадаю, что же делает со своими актерами Муратова, что большинство из них начинает говорить в странной, свойственной только ее фильмам манере?
На протяжении почти всей картины интерес зрителя подогревается легким саспенсом, разрешаемым в итоге моральной драмой.
По общему впечатлению, сам настройщик Андрюша, которого играет Делиев - наименее яркий персонаж, хотя обаяет, по сценарию, за считанные минуты. И Демидова, и Русланова на своем месте. Персонаж Демидовой - Анна Сергеевна (ироничная отсылка к Чехову) вызывает у меня вместо сочувствия раздражение. Это тип вымирающей интеллигенции, чистеньких дам, которые настолько хорошо воспитаны, что жеманно интересуются у своих экономок, еврей или не еврей пришел к ним в дом, а потом оправдывают обманувших их проходимцев. Манеры превалируют над воспитанием. Не получается жалеть того, кто сам ничего, абсолютно ничего не сделал для того, чтобы уберечься от обмана. Как не жаль обычно и проигравшего по причине того, что он изначально отказался от борьбы. Ведь не жалкие же семь тысяч долларов, в конце концов, важны, важен обман доверия. И его, пожалуй, не возникло бы, если бы Анна Сергеевна прекратила скрыто жеманиться и хоть на минуту задумалась над существующей обстановкой в ее городе (уж не пишу - стране). От интеллигентных дам ждешь, если не умного поведения, то хотя бы проблесков живой мысли, но Анна Сергеевна, кажется, лишена подобных свойств. Она застыла в каком-то непонятном состоянии, вдобавок склонная к «стокгольмскому синдрому». Если вы скажете, что все пожилые люди таковы, то я наблюдала полностью противоположные примеры. Анну Сергеевну подводит не воспитание, и это является главным моим разочарованием в персонаже. Не хотела ли Муратова показать, что сумасшествие реального современного мира убивает остатки адекватности даже в самых достойных его представителях?
Но весь фильм, по-моему, держится на Литвиновой. Она - главная. Может кричать, грому и молнии подобна, капризничать, приказывать, быть жестокой и ограниченной, при этом самые интересные мысли в фильме высказывает именно ее персонаж, который, к тому же, глубоко комичен. Ее явление с косой я не забуду никогда.
Демидова играет подчеркнуто реалистично, Литвинова - так же подчеркнуто переигрывает, чтобы дать повод посмеяться зрителям и, в то же время, посмеяться самой над имиджем, сделавшем ей имя. Этот контраст актерской игры очень интересно воспринимается. А в последних фильмах Муратова соглашается посмеяться и сама над собой, чего стоит сцена утопления отца в «Два в одном», полностью перевирающая рассказ Офы из «Трех историй», и в то же время, звучащие резко и вызывающие улыбку (Богдан Ступка играет бесподобно) слова героя о том, что он не читает газет и не смотрит сегодняшнее телевидение, которые, похоже, вполне выражают точку зрения , как режиссера, так и Литвиновой, чье произведение экранизируется в завершающей части "Два в одном".


российское кино 2000-х

Previous post Next post
Up