"Ради ваших жизней, молодость, мы были готовы отдать свои. Мы готовы были закрыть глаза окостеневшими, восковыми веками, чтобы больше не видеть дерева, фосфоресцирующего моря (мы знаем, что это всего лишь планктон. И что же?!). Мы готовы были забыть мерцание светлячков в волосах у девушек, отречься от ночного тихого стрекотания в тот час, когда звезды круглеют и делаются большими.
- А нас и на свете не было! Чего же вы от нас хотите? Мы и не думали вас ни о чем просить!
Может, так вы скажете нам?
Я отвечу: да. Но мы от вас ничего не просим, не ждем, не требуем, кроме того, чтобы вы по мере сил своих были счастливы. Пусть максимумом ваших страданий будет отсутствие взаимности. Вот и все.
...Впереди свет. Этот свет зовется любовью. Она исполнена сострадания, потому что я-то хорошо понимаю, что не так-то легко быть ни юным, ни молодым. Даже о вас специально не думая, я вас всегда люблю.
Молодость! Ты эстафета пламени, наше бессмертие!
Мы для тебя старались. По правде сказать, мы "лезли из кожи вон"!
Да чего уж там?! Сознаем, что, быть может, должны перед вами шапки снимать. Ведь каждое последующее поколение старше и умней предыдущего.
Виноваты? Однако же в чем? Притворяться нечего. Мы не знаем.
Поэтому примите просто нашу любовь.
Простите нас, если в силах и можете. Хоть за то, что у каждого одна жизнь и больше этого мы отдать не могли. Но если бы, к примеру, у меня было десять жизней, я отдала бы все десять жизней за вас. Все свои ошибки. Удачи. Промахи. Бестактности. Бескорыстие...
Все! Даже взлеты."
Прекраснодушная писательница Сусанна Георгиевская, ветеран Великой Отечественной войны, так признавалась в послесловии своих посмертно изданных военных воспоминаний "Монолог". Наверное, это произведение - из наиболее пронзительного, что я когда-либо читала о Великой Отечественной. И нередко в жизни вспоминаю, с тех пор, ухваченные там образы. И цитаты; как, например, вышеприведенные слова про "максимум страданий - отсутствие взаимности"...
Наверное, Георгиевская не успела узнать про эксперимент Стэнли Милгрэма.
Несколько цитат из Википедии для того, чтобы кратко ухватить суть.
"Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос: как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях?".
"В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале «Psychology Today» сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США (со средним результатом 61 %) и за их пределами (66 %). Минимальный результат был 28 %, максимальный - 91 %. Существенной зависимости от года проведения эксперимента обнаружено не было."
"По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета»."
Информация об эксперименте когда-то стала одним из наиболее депрессивных осознаний всей моей жизни. Хотя, вернее будет сказать, не депрессивным, а обезоруживающе правдивым. Каждое последующее поколение не "опытнее" предыдущего. Но это лишь подтверждает неизбывность существования зла. Поэтому завершу другой, неплохо известной в последние десятилетия цитатой.
Ставшей набатом сегодня, когда "Дракон" Шварца вновь пророчески сбылся в России.
“It is important to fight and fight again, and keep fighting, for only then can evil be kept at bay though never quite eradicated.” J.K. Rowling.