Странные танцы (с)

Feb 28, 2010 21:53

"Цирк" (1936).
Танец Любови Орловой на пушке.

"Галина Шаховская, балетмейстер, поставившая Орловой все танцы в ее фильмах, вспоминала, что ставший знаменитым номер на пушке пришлось снимать с одного дубля - импортная пленка была на исходе. Для съемки танца изготовили специальную пушку, вернее только верхнюю ее часть со стеклянной площадкой, закрывающей жерло. Прожектор, подсвечивающий снизу эту площадку, установили настолько мощный, что стекло начало быстро греться. Любовь Петровна, ничего не подозревая, безукоризненно исполнила танец и, как и было заранее предусмотрено, напевая, присела на раскаленную пушку…И актриса ничем не выдала себя. После съемки ее увезли в больницу с ожогом третьей степени, а единственный вариант танца так и вошел в картину".

image Click to view



"Старшая сестра" (1966).
Танец Татьяны Дорониной со стулом.

"Или когда я в "Старшей сестре" танцевала танец со стулом - по нынешним временам более чем целомудренный, но тогда он немного шокировал, - папа пришел со спектакля и сказал: "Тань, ты скажи режиссеру, что тебе надо там станцевать полечку" (из интервью с Т. В. Дорониной).

image Click to view



"Влюбленные" (1969).
Танец Родиона Нахапетова в ресторане.

(Примерно первые четыре минуты видеоролика.)
Кажется, без него не было бы потом шикарных танцев ни в "Афоне", ни в "Родне".

image Click to view



"Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975).
Александр Калягин и все-все-все.

С детства люблю Калягина, начиная с этого фильма.

image Click to view



"Афоня" (1975).
Танцы Леонида Куравлева.

"И когда это ты, Борщов, всё успеваешь: и в фонтаны нырять, и на танцах драться?"

Второй эпизод в видеоролике - лучший в фильме для меня. Хотя там, конечно, больше дело уже в песне и ансамбле. Могу смотреть бесконечно.

image Click to view



"Карнавал" (1981).
Танец Ирины Муравьевой в ожидании телефонного звонка.

У нас в семье он всегда носил кодовое название: "Там, где ее ударили по лбу".

image Click to view



"Родня" (1981).
Танец Нонны Мордюковой и Юрия Богатырева.

"Моя первая работа для большого экрана - «Родня» Никиты Михалкова. Едва приступив к работе, я попал в автокатастрофу - перелом ноги, гипс, хореограф на костылях (след этого в фильме Михалкова - жених с загипсованной рукой в ресторане).
<...> Нонну Викторовну необходимо было вернуть к самой себе. Именно поэтому я поначалу заставил ее танцевать, сидя на стуле. Многие движения, из тех, что мы пробовали, были нелепы и потому вызвали у нее протест, но их нелепость в то же время притягивала ее как актрису, открывая путь к свободному самовыражению в танце. Она стала ощущать собственный танец, родившийся в ней весело и естественно - импровизационным путем. С каждой репетицией Нонна уверенно двигалась вперед. Она постепенно научилась открывать «психологию жеста». Опытная актриса, она все глубже погружалась в собственное тело, открывая уникальность собственной пластики. Именно из этого состояния и родился ее танец. Она поднялась со стула только тогда, когда почти весь танец был ею освоен и она могла, доверяясь не хореографу, а собственному телу, встретиться с партнером - Юрием Богатыревым.
<...> Для него не существовало границ, не было ограничений, как у Нонны. Его можно было свободно «раздухарить» в коридоре или за гримом. Юра легко шел на любую провокацию, и его ответ всегда был непредсказуем. Он постоянно ощущал необходимость в деформации фактуры той роли, которую играл, обращаясь к крайностям, так что чувственный образ его поведения менялся до неузнаваемости. Этим он провоцировал на контакт партнера и зрителя, потому что разницы между ними как бы не ощущал.
Я много смотрел, как Юра снимается в драматических сценах, часто разговаривал с ним о вещах, не имеющих отношения ни к танцу, ни к съемкам, потому что чувствовал, что танец вызревает в нем настолько естественно, что не нуждается ни в какой «дрессуре». Ощущение, что Юра живет только собственным телом, а не мозгами, возникало настолько часто, что постановка танца не вызывала проблем ни у него, ни у меня. <...> Репетиция накануне съемки предвещала успех. Группа была в восторге. Массовка аплодировала. Но в тот день Нонна отпраздновала свой юбилей, на следующий день - похмелье, и перед камерой она сыграла эту сцену гораздо хуже, чем репетировала. Когда я посмотрел танец на экране, то был разочарован и сказал Никите, что поражение на экране терпит не героиня, а актриса. Нужно что-то делать, чтобы спасти эпизод. Так появились монтажные врезки, сделанные Никитой по моей просьбе, благодаря которым усилилась динамика и зрелищность всей сцены" (из интервью с хореографом Геннадием Абрамовым).

image Click to view



"Наследница по прямой" (1982).
Танец Тани Ковшовой среди взрослых.

"- Эй, парень, а чего это с девочкой?
- Ничего особенного! Танцует.
- Может, ей плохо?"





В нелепейшем наряде Женя, девочка с разбитым сердцем, исполняет самый странный танец, который только можно придумать.

"В «Наследнице по прямой» мне пришлось работать с девочкой лет двенадцати - Таней Ковшовой. Соловьев считал, что девочка хороша, но неуклюжа, и просил выправить ее пластику. Мне же Таня нравилась. Покоряла наивность, какая-то архаичность ее телодвижений. Как поставить ей танец, сохранив индивидуальность? Допустим, я покажу ей какие-то движения, она их вызубрит, потом исполнит еще усерднее, чем зубрила. Искренность непосредственного жеста заменится фальшью автоматического исполнения. Начались репетиции. «Таня, ты видела, как рубят дрова?» - «Да». - «Покажи». - «Прекрасно!» - «А ты видела, как прыгает лягушка?» - «Да». - «Покажи». - «Пожалуй, она прыгает более резко и дальше, чем ты показываешь». - «Хорошо». - «А ты видела, как…» И так мы перебирали все те обычные ситуации, мимо которых ребенок не может пройти равнодушно. Каждое движение мы обозначили символом: «лягушка», «дровосек», «скандал» и т. п.
Наконец Таня вышла на площадку. Ее задача - внедриться в танец двух взрослых и танцевать вместе с ними, но двигаясь абсолютно по-своему. Танцы взрослых для нее чужая территория. Я руководил поведением Тани на съемочной площадке, подсказывая ей словами-символами те движения, которые она умела делать выразительно. Композицию танца я «склеивал» сам, а Таня не только танцевала, но и могла свободно играть свою роль - передразнивая взрослых. Она собирала их в компанию или, наоборот, разрушала ее… Ее танец был нелеп, она все время казалась то жертвой, то лидером. Больше всего мне нравилось то, что на лице девочки не было наигрыша. Она была занята реальными проблемами: как бы не ошибиться и не перепутать «дровосека» со «скандалом». На экране она выглядела естественной и соответствующей своему возрасту. Она не иллюстрировала содержание диалога взрослых, наоборот, ее движения неожиданно провоцировали взрослых актеров, которые не могли предугадать, что она сделает в следующий момент, потому что во время репетиции и съемки последовательность слов-символов я импровизировал" (хореограф Геннадий Абрамов).

"Без свидетелей" (1983).
Танец Михаила Ульянова под светомузыку.

Он же - самый жуткий. Нужно знать фильм, чтобы понимать, почему каждое движение персонажа Ульянова вызывает мороз по коже.

image Click to view



"Моя морячка" (1990).
Танец Любови Полищук на летней эстраде.

image Click to view



Дополним?

хит-парад

Previous post Next post
Up