"Воспитание Риты", "Мисс Петтигрю", "Париж".

Mar 23, 2009 18:01

Educating Rita

Приятный, насквозь английский фильм 83-го года о том, как имеющая тягу к знаниям вульгарная энергичная парикмахерша Сюзан Блэк (Джули Уолтерс; молодая, да уже не очень в этом фильме, и блестяще сыгравшая сначала эту роль на театральной сцене), называющая себя Ритой в честь любимой писательницы, начинает посещать университет заочно, а преподает ей, желающий подзаработать еще немного денег сверхурочно, доктор литературы Фрэнк Бриан (Майкл Кейн).
Сюзан-Рита отличается необычным взглядом на вещи и живостью ума, Фрэнк - усталостью от жизни (философия, граничащая с пофигизмом), включающей в себя равнодушие к "золотой молодежи" - своим студентам и невнимательность к своей спутнице жизни, которая, впрочем, давно этого достойна, а также любовью к выпивке, потому что "в этом мире все так сложно, что остается только выпивать".
Очень скоро становится понятно, что не столько Рита, замирая от красоты вида университетского дворика, открывающегося из окна профессорского кабинета (и ее можно понять), научится оценивать книги и смотреть нужные спектакли, а также прилично одеваться, а главное, правильно держать себя, но и Фрэнк почерпнет немало полезного от общения с ней.
Тонкий английский юмор. Хорошие диалоги и актерская игра. И ни слова о любви, но куда же без нее? Если этого недостаточно, чтобы посмотреть фильм, то добавлю, что сам Майкл Кейн считает Фрэнка своей лучшей ролью.



Miss Pettigrew Lives for a Day

Дурнушка Гвинивер, или Pretty Little Things.

Еще один английский фильм, но уже недавний (прошлого года), снятый индийским режиссером (Бхарат Наллури) и, видимо, из-за этого мало напоминающий традиционный британский взгляд на вещи (включительно шутки). Этот фильм скорее похож на "неoпределенно-европейское" кино, а еще я бы назвала его почти идеальным фильмом для отдыха. В виртуозной стилизации (под 30-е годы 20-го века), в сочности красок каждой детали (интерьеры, костюмы), которые можно с наслаждением разглядывать неоднократно, и все это только улучшает настроение, вижу скорее сходство с Being Julia Сабо, который люблю пересматривать и отдыхать душой как раз тоже из-за этого.
И, конечно, впечатляющий актерский ансамбль.
Строптивую гувернантку мисс Петтигрю (Фрэнсис МакДорманд) выгоняют из очередного дома и агентство устало помогать ей, поэтому она, ничуть не отягчая душу работой совести, крадет визитку и появляется на пороге богатого лондонского дома молодой актрисы Делисии (Эми Адамс). Рыжеволосая бестия с кудряшками взбалмошна, амбициозна, но добросердечна. И мечтает о самом лучшем: социальном положении, роли, мужчине рядом. От того мужчин рядом трое (главный злодей - уверенно изображающий комичных злодеев обладатель темной харизмы Марк Стронг, самый искренний же поклонник - одаренный и солнечно-обаятельный Ли Пейс (Рой в "The Fall") и они рискуют постоянно столкнуться друг с другом. Новоявленная экономка и личный помощник Гвиневер Петтингрю умело и элегантно помогает разрешить массу сложных ситуаций и добивается выгоды для своей хозяйки. Все в течение одного дня, за который ей ни разу не удается поесть, зато она успевает влюбиться в очень значительную фигуру - Джо в исполнении Сайэрэна Хайндза (актер с интересной внешностью того же свойства, как и внешность Алана Рикмана; игравший папу Холлэма).
Эми Адамс в роли Делисии старается чуть больше, чем нужно, и от того ее героиня получается излишне судорожно-хаотично-жизнерадостно-восторженной (хотя, возможно, она тоже играла не актрису тех лет, а вписывалась в стилизацию и создавала, скорее, впечатление об образе актрис 30-х).
Без сомнения пересмотрю еще этот фильм, он красив, приятен и изящно-легок, на нем отдыхает душа и глаз, не прикасаясь к глупости и упрощению, а о неоригинальности сюжета можно сказать той же фразой, которую произнес о любви герой другого фильма: "Это неповторимо, сколько бы раз ни повторялось".
Хотя и главная проблема у меня в самой мисс Петтигрю, потому что мне очень неприятна внешне (к игре претензий нет) Фрэнсис МакДорманд, которую все могли запомнить по роли подруги придурковатого героя Бреда Питта в "После прочтения сжечь" - даже внешнее преображение, почти обязательно присутствующее в фильмах со схожим сюжетом, благодаря ей сверкнет тускло и кратковременно, вместо яркой вспышки-озарения. Но мисс Петтигрю та ось, вокруг которой вертится все остальное, к счастью, столь интересное и разнообразное, что на главную героиню уже можно не отвлекаться.

Мисс Петтигрю и Делисия



И снова не удастся поесть...



Показ женского белья



Paris

Комнатa с видом.

Это разрушение традиций. Здесь открытки с той-самой-башней получают по почте только от самих себя, историю города "опошляют для телевидения", туристы в желтых дождевиках, как опавшие листья под деревьями, возле которых гуляют, любовь - только невозможная, неосуществимая, и "люди умирают и все равно что-то остается, будто призрак", а фраза: "Какое счастье беззаботно гулять по Парижу" обычно означает почти прямо противоположное.
Наблюдение за кусочками жизней и додумывание историй с высоты балкона из своего замкнутого определенного уголка, ставшего клеткой. Неверие в себя и разрушение веры у благополучных одним лишь словом: "Ты - нормальный".
Еще одна мозаика слабо связанных между собой человеческих историй в одном вечном городе.
Добавьте ко всему этому фееричные сцены, для каждого они будут свои (мои - с рассказом о телефонном знакомстве с девушкой ("Хуже - я послал смс!") и походом к психоаналитику, с ночной прогулкой, которую можно символически назвать "Секса в большом городе нет" и танцами детей под песню "Fuck you", а также еще много других деталей).
Добавьте к этому один из лучших саундтреков (самое сильное впечатление за последний год).
И тогда из всего этого возникнет анти-Париж (которого мне так не хватало в других фильмах), а над его мрачным небом кто-то нарисует невидимой рукой радугу.





Не великолепно, но очень хорошо. И точно так же, как "Амели" поглощен "Влюбись в меня, если осмелишься", так и этот фильм, тоже снятый позже своего предшественника ("Париж, я люблю тебя"), полностью для меня его затмил (наверное, потому что объединенной сюжетной линией больше напомнил "Тротуары Нью-Йорка").

французское кино 2000-х, английское кино 2000-х, английское кино 1980-х

Previous post Next post
Up