Любопытные зарисовки послевоенного быта
еврейского местечка близ города СорокиВпрочем, евреев зедесь как-будто и нет.
Городок, бывшее еврейское местечко, был населен преимущественно русскими оккупантами и вернувшимися или чудом уцелевшими во время немецко-румынской оккупации во вторую мировую евреями. Немцы сначала устроили массовый расстрел бессарабских евреев. Но потом передали власть румынам, а у тех были др проблемы, им было не до истребления оставшихся жидков. Я была в классе 5-м, когда за Бужеровкой, на месте массового расстрела немцами евреев, был поставлен единственный в Молдавии памятник жертвам фашизма.
Бужеровка - это молдавское население, для к-рых русские - оккупанты, проводившие коллективизацию. Участок моему отцу и был выделен в процессе завершения коллективизации. У одной вдовы-молдаванки, дочери и жены репрессированных кулаков, Тетлюбы, властями было отсечено от наследственной землицы еще 15 соток. Сказать, что русских в Бужеровке недолюбливали, - это ничего не сказать. К тому же отец был коммунягой и братом начальника тюрьмы. Поначалу я не могла выходить за ворота - меня мальчишки-молдаване забрасывали камнями.
Но вскоре война была закончена. Молдаване - добрый, трудолюбивый и миролюбивый народ. Худой мир лучше доброй ссоры - их принцип. Увидев, что отец не чванлив и что они с матерью своими руками начали строить дом, соседи-молдаване предложили им помощь так называемой магалы. Это когда наиболее трудоемкие этапы строительства делаются за пару дней всей магалой, всем миром. Мужчины работают, а женщины готовят на хозяйские деньги хороший обед на всех. Вечером - праздник, с огненным танцем жоком и молдавскими песнями. Так моим родителям магалой помогали сделать саманы для дома, поднять стены, накрыть крышу. Дом был построен в рекордные сроки - за лето.